№10, 1973/Полемика

Антилогика как аргумент…

Туринская газета «Стампа» в своем номере от 29 июня 1973 года опубликовала статью под леденящим названием «Завывая вместе с волками». Автор ее, Лия Вайнстайн, уныло повторяет давний, безнадежно затасканный тезис советологов о подавлении-де в СССР свободы творчества, о том, что «власти» будто бы «препятствуют общению публики с писателями».

Все это столь привычно и заурядно, что, право, не стоило бы тратить дефицитную журнальную площадь на разоблачение очередной фальшивки. Есть дела посерьезнее…

В статье итальянской журналистки возникает, однако, некий мотив, приобретающий, кажется, в последнее время известную популярность в кругах советологов. Он-то и побуждает ответить на выступление «Стампы». Тем более, что в нем содержится прямой выпад против журнала «Вопросы литературы» – Л. Вайнстайн весьма недовольна появлением на его страницах статьи А. Дымшица о творчестве О. Мандельштама, тем, что в ней говорится о его «отношении к революции». Что критика не устраивает содержание статьи, в которой сложный, неровный путь талантливого поэта рассматривается с должной объективностью, – не удивительно: представления Л. Вайнстайн о творчестве Мандельштама строго выверены «советологической» схемой. Странно другое: явное недовольство самим фактом публикации статьи о поэте, которая к тому же, по словам автора «Стампы», предшествует «возвращению» его читающей публике.

Пикантная возникает ситуация. Еще совсем недавно западные «друзья» советской литературы сетовали по поводу того, что в Советском Союзе мало известно творчество таких писателей, как Цветаева, Ахматова, Мандельштам. Сегодня происходит радикальная смена позиций: недовольство вызывает как раз то обстоятельство, что наследие этих авторов – наряду со многими другими – занимает свое место на историко-литературной карте страны.

Любому непредвзятому наблюдателю нашей литературной жизни очевидно: идет вдумчивая, серьезная работа по освоению и изучению всей художественной истории послеоктябрьской эпохи. В ходе ее подтверждается, обогащается новыми аргументами та мысль, что Революция оказала решающее влияние на судьбы культуры советских народов, наполнила ее новым содержанием, открыла ей нового героя. Естественно поэтому неиссякающее появление литературоведческих трудов о тех художниках, которые прямо и открыто связали свое творчество с Октябрем. В книгах Горького и А.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1973

Цитировать

Николаев, А. Антилогика как аргумент… / А. Николаев // Вопросы литературы. - 1973 - №10. - C. 147-150
Копировать