№12, 1963/Полемика

Американский роман и атомная угроза

Бывает литературная полемика, сам факт возникновения которой проливает свет на существенные процессы не только литературного развития, но и общественной мысли.

Статья1, о которой мы хотели бы здесь рассказать, начинается с диалога. Автор статьи, американская романистка Линор Маршалл, приводит обмен репликами, произошедший между ней и двумя ее коллегами. Все три собеседника – романисты по профессии – с горечью констатировали, что никогда еще им не было так трудно писать романы, как в наши дни. И Л. Маршалл сообщает читателю, что она намерена проанализировать эти трудности. Недаром ее статья озаглавлена «Чего не хватает роману?».

Итак, еще одна иеремиада о «кризисе жанра», о «сумерках романа»? Еще одно предсказание его неминуемого зажата? Нет, скажем сразу – Линор Маршалл, в отличие от многих критиков, теоретиков и даже романистов, не ставит крест ни на романе вообще, ни на американском в частности. Она останавливается лишь на одной из причин, которая, по ее мнению, лишает многие американские романы жизненности и убедительности и мешает появлению произведений, насыщенных духом современности. Пусть эта причина и не исчерпывает всех сторон рассматриваемых ею явлений в американской литературе, но она весьма существенна. И особенно значимой она представляется в наши дни, когда миллионы людей во всем мире, в том числе и в США, вздохнули с облегчением, узнав о частичном прекращении ядерных испытаний, так долго отравлявших физическую и политическую атмосферу.

Л. Маршалл выступила в американском еженедельнике «Сатердей ревью» – журнале, не так уж часто публикующем объективные критические суждения об американской литературе. Но это и не первая критическая оценка американского романа, появляющаяся на страницах журнала. Значение же данной статьи в том, что она (явление, довольно редкое в американской критике) обращается к вопросу о роли писателя не только в литературном, но и в общественном плане. Автор протестует против равнодушного отношения многих американских писателей к проблеме мира и разоружения, против их вопиющего невнимания к этому вопросу вопросов. «Сейчас, – пишет Л. Маршалл, – мы все больше ощущаем угрозу всеобщего уничтожения; следовательно, существует настоятельная необходимость покончить с угрозой войны. Между тем лишь в очень немногих произведениях содержится признание того, что началась новая эпоха, что наше время порождает все возрастающую борьбу за жизнь… Серьезная литература, пытающаяся освещать жизнь, а не уходить от нее, должна откровенно признать этот пробел».

  1. »Saturday Review», 6. II. 1963. []

Цитировать

Рубин, В. Американский роман и атомная угроза / В. Рубин // Вопросы литературы. - 1963 - №12. - C. 113-115
Копировать