Александр Л и в е р г а н т. Агата Кристи: свидетель обвинения. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. 285 с.
Уже аннотация на задней обложке первой русской биографии Агаты Кристи, написанной А. Ливергантом, сулит читателю новый ракурс: «…жизнь писательницы была полна самых неожиданных поворотов — и иной раз напоминала «закрученные» сюжеты ее романов». Отчетливый романный оттенок несет и ее биография — достаточно взглянуть на содержание: пролог, тринадцать глав (как гостей за ужином в «Смерти лорда Эджвера»?) и «Вместо эпилога».
Ливергант с 2011 года издал впечатляющее количество биографий знаменитых писателей, британских и американских. Биография — жанр сложный: необходим баланс между фактографичностью (на ней особенно настаивала сама Агата Кристи, написавшая целых две автобиографии) и занимательностью; «Агата Кристи: свидетель обвинения» этот баланс соблюдает.
Открывается книга прологом — будто бы вырванным из хронологии событий, но необходимым, как поймет читатель, в контексте разгадки всей истории: прием, который сама Кристи использовала, скажем, в «Человеке в коричневом костюме» (1924) или в «Кошке среди голубей» (1959). Но здесь пролог выделяется и стилистически: это художественная реконструкция вечера 3 декабря 1926 года — излюбленной кульминации многочисленных англоязычных биографий Кристи, — с которого начинается одиннадцатидневное исчезновение писательницы, узнавшей, что ее муж Арчибальд хочет с ней развестись. Читатель, даже зная о благополучном исходе истории, все равно напряжен: какую записку она пишет своей секретарше Карло? А мужу (потом он ее сожжет, чем вызовет подозрения следствия)? Куда она едет? Что знает «немой свидетель» — терьер Питер? Мы ждем развязки этой детективной истории, да и сюжет — как из романов самой Кристи: обманутая жена, циничный муж, верная секретарша, пес с характером, любовница, которая «бывала у нас дома» (с. 12) и идиллический коттедж — семейное гнездышко, обернувшееся кошмаром. Чем не Стайлз?..
Художественно — но основано на точных фактах: место, время, действующие лица, обстановка комнаты — все дано в мельчайших деталях, вплоть до описания обложки первого романа Кристи «Таинственное происшествие в Стайлз» (1920), украшавшей стену комнаты, или марки первой, самой любимой машины Агаты.
К тому же сразу возникает и погружение в русскую культуру — особенно важное, учитывая тот факт, что мы имеем дело с первой именно русской биографией: миссис Кристи едва ли могла, планируя бегство из дома, прокручивать в уме пастернаковского «Гамлета» (с. 13), который будет написан через 20 лет, — но ассоциативный ряд складывается. Много таких отсылок и дальше: о брате Агаты говорится, что ему по-пушкински «был вреден север» (с. 68); когда она звонит в контору Кука заказать билет до Басры, автор вспоминает — и напоминает нам — маршаковского «Мистера Твистера» (с. 122); взятая из интервью самой Агаты цитата о том, как зародился образ мисс Марпл (из содержимого «гладстонской бабушкиной сумки»), комментируется ахматовским «Когда б вы знали, из какого сора…» (с. 247–248);
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2023