«Тропа Драйзера»: творчество писателя в современном освещении / Отв. ред., сост. И. В. Морозова. М.: РГГУ, 2023. 206 с.
На протяжении XX века Теодор Драйзер представлялся важной фигурой в истории американской литературы, о его творчестве написаны десятки исследований. Натурализм по версии Драйзера вызывал большой интерес в начале 2000-х годов. Однако в последние десять лет знание практически не обновлялось, хотя собранные Доналдом Пайзером под одной обложкой воспоминания о Драйзере [Theodore… 2017] оказались широко востребованы, постоянно выходят новые издания романов и рассказов Драйзера, в 2017–2022 годах появилось несколько оцифрованных изданий. Все это подтверждает читательский интерес. Драйзер не превратился окончательно в классика, чтением которого вслух дантисты усыпляют пациентов (цитата из рассказа Вуди Аллена приводится на с. 108), он по-прежнему живой автор.
В России к художественному творчеству Драйзера не обращались с советских времен, когда его подавали как критика американского общественного устройства. В этой ситуации коллективный труд «Тропа Драйзера» производит освежающее впечатление. Известному отечественному американисту Ирине Васильевне Морозовой удалось собрать международный авторский коллектив, который включает таких экспертов в этой области, как британский ученый Джуд Дейвис, автор собрания «Политических текстов» Теодора Драйзера (2011), и канадская исследовательница индийского происхождения Арун Мукурджи, чья монография «Евангелие богатства в американском романе. Риторика Драйзера и некоторых его современников» (1987) в 2015 году была переиздана издательством Routledge в качестве исследования, сохраняющего свою актуальность.
Очень часто жанр коллективной монографии на практике представляет собой бюрократическую условность, жанровое обозначение маскирует пестрое собрание статей под одной обложкой. В этом смысле коллективная монография «Тропа Драйзера» заметно отличается от многих других изданий этого типа, ее материалы действительно образуют единство под знаком обещанного в заглавии «современного освещения». Книга представляет несколько направлений современной литературоведческой мысли в связи с творчеством Драйзера.
Во-первых, обновляется представление о Драйзере — критике американского общества. Первый раздел открывается главой, в которой Дж. Дэвис реконструирует советский взгляд на творчество Драйзера, начиная с работ Сергея Динамова, и показывает неожиданное сходство этого взгляда с представлениями, которые формулировались в американской критике. Драйзера он рассматривает как писателя, который всячески противится упрощению и не может быть объявлен ни «социальным романистом», ни «идеологическим союзником». Во второй главе А.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2023
Литература
Theodore Dreiser recalled / Ed. by D. Pizer. Liverpool: Liverpool U. P., 2017.