Не пропустите новый номер Подписаться
№2, 2008/Книжный разворот

А. Ю. Ипполитова. Случевский: философия, поэтика, интерпретация

«Поэтом противоречий» назвал К. Случевского в статье-некрологе В. Брюсов, и эта оценка спустя столетие не утратила своей актуальности. Кто же он – «художник-мыслитель», у которого отвлеченная мысль, по мнению Брюсова, постоянно «перевешивала» поэтический образ и разрушала его, или же, как полагали оппоненты Брюсова, поэт, сознательно пожертвовавший гармоничностью стиха ради полноты выражения философской мысли?
Отталкиваясь от последнего «противоречия», А. Ипполитова старается показать «взаимообусловленность «философичности» поэзии Случевского и ее стилистической неровности» (С. 7) – тезис, сам по себе далеко не новый в истории становления русской философской эстетики. Однако исследовательница не ограничивается констатацией «косноязычия» как непременного условия «поэзии мысли» в эстетике и художественной практике Случевского, но показывает, какой именно философской мысли подчинено в каждом конкретном случае это «косноязычие» и как сам поэтический язык становится у Случевского предметом авторской философской рефлексии. Таким образом, Случевский в книге А. Ипполитовой предстает не просто «поэтом замысла», как полагали некоторые его критики, но одним из немногих поэтов XIX века, кому удалось найти адекватные образно-стилевые формы для воплощения философской мысли.
В этой связи нельзя не приветствовать предпринятый в книге детальный анализ трактата Случевского «Явления русской жизни под критикою эстетики». Как убедительно показала автор монографии, в трактате содержится программная для эстетических воззрений Случевского концепция «облика», наделяющая произведения искусства и литературы психофизиологическим воздействием на людей, подчиняющая умы культурным стереотипам, духовным «обликам», в том числе обликам зла, в силу своей литературной «привлекательности» уводящим от поиска истины. Однако сводить понятие «облика» в эстетике Случевского к инерционным механизмам культурного мышления и восприятия, на мой взгляд, было бы неверно. «Облик», по Случевскому, – это образ, ставший частью реальности, преодолевший условную природу искусства.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2008

Цитировать

Сапожков, С.В. А. Ю. Ипполитова. Случевский: философия, поэтика, интерпретация / С.В. Сапожков // Вопросы литературы. - 2008 - №2. - C. 350-351
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке