№3, 1965/На темы современности

А все-таки она вертится!

Публикуя материалы совещания критиков, на котором обсуждалось состояние драматургии и кинодраматургии, редакция «Вопросов литературы» завершает коллективный обзор литературы 1964 года. Естественно, что даже такого рода обсуждения, в который приняло участие тридцать критиков и литературоведов, не могли быть исчерпывающими, но они дают все же более широкую и полную картину современного литературного развития, чем обычные обзорные статьи. Конечно, многие проблемы, поставленные выступавшими, требуют более тщательного и всестороннего исследования. Речь очень часто шла и о процессах незавершенных или едва наметившихся, – ведь движение литературы никогда не прекращается, как не стоит на месте наше общество, строящее коммунизм.

* * *

Мы живем в эпоху величайших событий, в эпоху, когда по всему миру совершают победоносное шествие идеи коммунизма. Выдающийся документ нашего времени – Программа Коммунистической партии Советского Союза – вдохновляет советских людей на новые трудовые подвиги. Творческий подъем во всех областях жизни нашей страны обусловлен и тем, что мы переживаем время дальнейшего упрочения ленинских норм, выполнения ленинских заветов, искоренения последствий культа личности. Свежая атмосфера нашей общественной жизни питает своими соками советскую литературу, которая всегда была на передовых позициях в борьбе за высокие идеалы коммунизма. Драматургия – это особый жанр литературы, жанр остроконфликтный, образно-наглядный, и потому драматургии принадлежит своя особенная роль в борьбе за коммунизм. Естественно, что, говоря о драматургии, нельзя не говорить и о театре, об этой великой кафедре, с; которой, по словам Гоголя, можно сказать миру много доброго. О том, какие новые и добрые черты времени отразились в произведениях для театра, мне и хочется повести разговор.

В прошлом сезоне, пожалуй, даже в последние два сезона большой и настоящий успех имели спектакли «Совесть», «На диком бреге…», «Поднятая целина» – инсценировки прозаических произведений. А вот по-настоящему значительных пьес, новых пьес наших драматургов не было на сцене.

Что же происходит с драматургией? Может быть, уменьшился интерес к театральному искусству? Театров стало меньше? Зрителей уводят из театра телевидение и кинематограф? Нет. Зрители по-прежнему любят театр. К профессиональным театрам прибавилось 800 любительских. Так, может быть, меньше драматурги стали писать? И этого сказать нельзя. В прошедшие два года написано более пятисот пьес. Но ни одна из них не стала большим событием.

Конечно, талантливые драматурги не возникают десятками, не растут, как грибы. А когда уходят из жизни крупные писатели, заметным становится каждое опустевшее место. Драматургия понесла тяжкие потери. Из жизни ушли К. Тренев, А. Афиногенов, Вс. Иванов, В. Киршон, Б. Горбатов, Вс. Вишневский, Н. Погодин, В. Гусев, Б. Ромашов, Б. Лавренев, И. Попов, А. Глебов, Ш. Дадиани, И. Кочерга, И. Микитенко, С. Вургун, В. Вагаршян, М. Светлов, А. Якобсон, С. Маршак. Это были замечательные литераторы-драматурги, и вот их нет с нами. Пьесы их, даже самые лучшие, все равно уже говорят о прошлом.

Места ушедших занимают живые: А. Корнейчук, Л. Леонов, А. Штейн, А. Софронов, А. Арбузов, В. Розов, И. Шток, Г. Мдивани, С. Михалков, Ю. Чепурин, П. Тур, В. Лаврентьев, С. Алешин и более молодые по возрасту А. Салынский, Л. Зорин, А. Макаенок, Н. Зарудный, М. Шатров… Каждую новую их пьесу ждут театры.

Нужно ли современные пьесы сравнивать с написанными в прошлом? Нужно, и в этом ничего предосудительного нет.

Цитировать

Пименов, В. А все-таки она вертится! / В. Пименов // Вопросы литературы. - 1965 - №3. - C. 3-8
Копировать