№9, 1986/Публикации. Воспоминания. Сообщения

А. Твардовский – студент МИФЛИ

Зимой 1928 года А. Твардовский «переехал в Смоленск и стал работать разъездным корреспондентом» 1.

За плечами молодого поэта – лишь пять классов сельской школы. Это обстоятельство огорчает его, становится предметом постоянных размышлений: «Думаю вот, что я не учусь нигде… Мои сверстники кончают среднее образование». «Мучительно ощущаю свое бескультурье. Как я в сущности мало знаю…» 2, а тут еще «случайно зашедший Нос или Василий Михайлович Вознов, с сожалением вздыхая, будут спрашивать: «Ну как же, Шура, не учишься, не служишь нигде, так-с… Да вот оно!» Это последнее ужасней всего. От этого хочется убежать, с охотой переносить безысходную нужду, голодание…» 3.

Но и в Смоленске поначалу было не до учебы, вернуться к ней Твардовский смог почти через четыре года после переезда. Этому немало способствовало одно обстоятельство. В 1932 году в журнале «Молодая гвардия» печатался роман Николая Островского «Как закалялась сталь».

Книга эта сильно повлияла на Твардовского: «…когда я прочел его (роман. – Р. Р.)… произошло большее, чем бывает при чтении обыкновенной интересной книги, – я принял для себя одно решение, последствия которого сказались на всей моей жизни… Я принял для себя это решение и, будучи взрослым человеком, подготовился в вуз и окончил его» 4.

Так 1 сентября 1932 года Твардовский стал студентом Смоленского педагогического института. Поступил без приемных экзаменов, но с обязательством сдать в первый год все необходимые предметы за среднюю школу. К концу первого года он полностью догнал своих однокурсников.

Поступлению Твардовского в институт очень помог А. Н. Локтев, работавший в то время редактором журнала «Западная область», где Александр Трифонович был ответственным секретарем.

Став студентом, Твардовский не отказался от литературной и редакционной работы. «Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни, писал статьи, корреспонденции и вел всякие записи…» 5 К тому же он был уже семейным человеком, что также налагало свои обязанности. Но, как вспоминает один из его сокурсников, «за год Твардовский сумел не только восполнить существующий пробел в своих занятиях, но и успешно осилил все дисциплины первого курса. А на втором курсе уже значился в числе лучших студентов не только литфака, но и всего института» 6. А вот рассказ соученицы Твардовского, ныне профессора Воронежского университета В. И. Сабинниковой: «А. Т. Твардовский выделялся среди нас зрелостью мысли, оригинальностью подхода к художественному творчеству. Он всегда находил что-то свое в оценке литературных произведений. И это не навязчиво, без всякой категоричности суждений, шаблонных формулировок.

Мне удавалось слышать его содержательные ответы и на экзаменах, так как мы обычно входили в одну группу в связи с близостью фамилий в алфавитном порядке <…>.

Время от времени мы выполняли письменные работы по русскому языку. А. Т. Твардовский был очень щепетилен в отношении языка в самом широком смысле слова, вплоть до орфографии.

Он говорил: «Если бы я сделал ошибку, я был бы способен не спать всю ночь» 7.

Успешно закончив второй курс, «по сложившимся обстоятельствам» с третьегокурса Твардовский ушел и «доучивался» уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью тридцать шестого года.

Как же учился Твардовский в ИФЛИ?

Известность, которая была у Твардовского к тому времени, – вышла уже «Страна Муравия», – нисколько не изменила «егосерьезного и строгого отношения к тому понятию необходимой для писателя образованности, в которое он вкладывал очень много. Он не манкировал занятиями и не делал себе тех легкодоступных послаблений, до которых были так охочи некоторые из нас, успевшие выпустить по первой книжечке стихов… Став выдающимся поэтом, он оставался выдающимся студентом, с упорством продолжая идти к поставленной цели» 8, – вспоминал о студенте Твардовском тогдашний аспирант ИФЛИ К.Симонов. Таким я его помню. – В кн.: «Воспоминания об А. Твардовском», М., 1982, с. 365.Константин Симонов.

«Присутствуя на лекциях, Твардовский внимательно слушал их и делал заметки в своих блокнотах. Это были лекции Бориса Владимировича Неймана по русской литературе XIX века, Г. Н. Поспелова и Л. И. Тимофеева по теории литературы, Д. Д. Благого, Н. К. Гудзия, А. С. Орлова, А. М. Еголина, А. А. Белкина. В институтских коридорах во время перемен Твардовский разговаривал на темы лекций, его замечания были лаконичны и дельны…» ## Лев Озеров, Ифлийские годы. – В кн.: «Воспоминания об А. Твардовском», с.

  1. А.Твардовский, Сведения о своей работе. – ИМЛИ, ф. 132, оп. 1, ед. хр. 3.[]
  2. »Литературное наследство», 1983, т. 93, с. 298, 302. []
  3. Там же, с. 300; Н. П. Носов и В. М. Вознов – зять и сын М. М. Вознова, родственника Твардовских по материнской линии.[]
  4. А. Т.Твардовский, Собр. соч. в 6-ти томах, т. 5, М., 1980, с. 344.[]
  5. Там же, т. 1, с. 24.[]
  6. ФилиппГавриков, В Смоленском педагогическом. – «Сельская новь», 18 октября 1980 года.[]
  7. Из письма В. И. Сабинниковой от 1 сентября 1975 года автору этих строк.[]
  8. []

Цитировать

Романова, Р. А. Твардовский – студент МИФЛИ / Р. Романова // Вопросы литературы. - 1986 - №9. - C. 162-168
Копировать