«А оттуда все вместе на Маяковского»
Марина Цветаева любила повторять слова о «круговой поруке поэтов». «Круговой порукой», объединявшей ее и Маяковского, была их жесткая требовательность к себе, огромный талант, чувство кровной связи своей судьбы с судьбой Отечества. Во многом характер Цветаевой напоминает характер Маяковского: цельностью и «угловатостью» натуры, бескомпромиссностью. Обоим было дано тонкое поэтическое чутье. Не приняв и осудив отъезд Цветаевой за границу, Маяковский всегда ценил ее талант, верил, что она вернется. О том, как любила Цветаева Маяковского-поэта, восхищалась его честностью и душевным благородством, свидетельствуют ее письма, стихи, статьи, воспоминания. Творческие и человеческие взаимоотношения двух поэтов глубоко и полно анализировались в работе А. Саакянц «Владимир Маяковский и Марина Цветаева»1. Настоящая публикация дополняет работу исследовательницы материалами, хранящимися в Рукописном фонде Государственного музея В. В. Маяковского (ГММ). Среди воспоминаний о Маяковском есть свидетельства Е. В. Семеновой (1898 – 1984), художницы, которая с 1926 по 1928 год вела протоколы заседаний редакции «Нового Лефа».
«Когда Цветаева уехала за границу, читатели СССР уже не могли следить за ее творчеством. Помнили и знали только ее ранние стихи. 1926 год. Очередное заседание ЛЕФа.
Среди присутствующих находился и Маяковский. Пришел очень восторженный Николай Асеев и сказал, что получил новые стихи Марины Цветаевой. Асеев начал читать. Это была поэма «Крысолов». Асеев читал прекрасно. Поэма-сказка, ироническая, построенная на полутонах, словно была создана для его голоса, его манеры чтения. Маяковский так бы ее не прочел. «Крысолов» всем безумно понравился. А редакционное заседание так и не состоялось»2.
После описанного случая Маяковский не раз бывал в Париже. Он встречался с Цветаевой в 1927, 1928, 1929 годах. Об этом свидетельствуют многие документальные источники.
В 1928 году Маяковский едет в Париж.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.