№5, 1959/Обзоры и рецензии

Сочинения писателя-революционера

С. М. Степняк-Кравчинский, Сочинения в двух томах, Гослитиздат, 1958, т. 1, 669 стр., т. 2, 614 стр.

Вышло в свет новое Собрание сочинений выдающегося русского писателя и замечательного революционера Сергея Михайловича Степняка-Кравчинского.

Впервые Собрание сочинений Степняка-Кравчинского было выпущено в 1906 – 1908 годах книгоиздательством «Светоч» под редакцией С. А. Венгерова. На этом издании лежит печать тяжелых цензурных условий той поры; многие произведения, вошедшие в него, подверглись сокращениям. В годы революции и гражданской войны (1917 – 1919) в том же издательстве и под редакцией Венгерова появилось более полное собрание сочинений писателя в семи частях. Здесь тексты были напечатаны уже без цензурных изъятий. Это издание и доныне является наиболее полным собранием сочинений Степняка-Кравчинского.

В новое Собрание сочинений, изданное большим тиражом, составители стремились внести лучшее из его литературно-художественного наследия, чтобы дать возможность читателю отчетливее представить себе творческий облик писателя. Выбор произведений, включенных в двухтомник, не вызывает возражений. В нем помещены романы «Андрей Кожухов» и «Штундист Павел Руденко», повесть «Домик на Волге», драма «Новообращенный», книга очерков «Подпольная Россия», очерки «Джузеппе Гарибальди», «Степан Халтурин», «С. И. Бардина», «Ольга Любатович», наиболее интересные очерки из книги «Россия под властью царей», лучшая из пропагандистских сказок писателя «Сказка о копейке», предисловия к английским изданиям романов И. С. Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо».

В отличие от предыдущих изданий в двухтомнике воспроизводятся наиболее авторитетные тексты (подготовка текстов Б. А. Пискун). Некоторые из них печатаются по последним прижизненным изданиям, а появившиеся в свет после смерти писателя – по первым их публикациям в Женеве. По имеющимся сведениям эти публикации были осуществлены с законченных рукописей автора.

В двухтомном Собрании сочинений впервые печатаются новые и малоизвестные работы писателя. В приложении ко второму тому даны не публиковавшиеся ранее два отрывка из рукописи романа «Штундист Павел Руденко». Они не вошли в основной текст произведения и хранятся вместе с другими бумагами писателя в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Москве (ЦГАЛИ). Эти отрывки, отображающие жизнь политических ссыльных в Сибири, показывают, в каком направлении работала творческая мысль писателя при создании романа.

Впервые перепечатываются в новом издании статьи «Умственный пролетариат в Италии» и «Очерки новейшей итальянской поэзии», опубликованные под псевдонимами в русских журналах (1882 – 1883), а также переведенные с английского статья «А. Н. Островский» и предисловия к английскому изданию «Рассказов Гаршина» и сборнику «Русский юмор».

Все эти новые для современного читателя материалы представляют несомненный интерес, так как обогащают наше представление об эстетических взглядах писателя и о деятельности его как критика, пропагандиста русской литературы за рубежом и итальянской в России. Важны они и как достоверное свидетельство современника о фактах литературной жизни, очевидцем которых он был.

Достоинством нового издания является также широкое использование при составлении примечаний неопубликованных материалов из архива писателя, содержащих ценные сведения об истории создания и публикации его произведений, отклики на них русской и иностранной прессы. Так, в примечаниях цитируется любопытный отзыв Тургенева о книге «Подпольная Россия», извлеченный из письма одного из корреспондентов писателя: «Написана в высшей степени талантливо, есть места даже художественные…» По поводу рассказа барыни о ее пребывании в Петербурге Тургенев заметил: «Тут видна голая, неприкрашенная правда, изложенная просто и трогательно, особенно хорошо рассказаны ощущения Перовской после ареста Желябова…»

Не умаляя достоинств рецензируемого издания, мы должны отметить в нем и существенные недостатки. Вступительная статья к двухтомнику, написанная Д. Юферевым, не содержит ничего нового в освещении жизни и творчества Степняка-Кравчинского, хотя автор мог бы использовать в ней новые материалы из архива писателя, с которыми он имел полную возможность ознакомиться. Читатель не найдет в статье анализа целого ряда тех материалов, которые вошли в двухтомник. В ней ничего не говорится о критических статьях писателя, между тем вдумчивое освещение их содержания было бы необходимо.

В статье есть и другие недостатки и спорные положения. Отмечая успех первых террористических актов народников и достоинства организации «Земля и воля», автор делает вывод, что «эти… тактические успехи (?) породили во взглядах народников иллюзии (!) о возможности успешной борьбы с самодержавием даже и с малыми силами» (т. 1, стр. XIII). В подкрепление своего заключения Д. Юферев приводит следующую цитату из «Вступления» к книге «Подпольная Россия»: «Нечего было и думать о взятии приступом твердыни царизма… Нужно было обойти врага с тылу, схватиться лицом к лицу позади его неприступных позиций, где не помогли бы ему все его легионы. Так возник терроризм» (там же).

Получается, что терроризм породил тактические и организационные успехи «Земли и воли».

Цитировать

Шарапов, Г. Сочинения писателя-революционера / Г. Шарапов // Вопросы литературы. - 1959 - №5. - C. 204-207
Копировать