Культ-товары. Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий: Монография / Отв. ред. Т. Е. Автухович; под науч. ред. М. П. Абашевой, И. Л. Савкиной, М. А. Черняк. Гродно: ГрГУ, 2020. 366 с.
Настоящая монография — результат международной конференции проекта «Культ-товары», состоявшейся в мае 2020 года на базе Гродненского университета. Конференция «Культ-товары. Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий» высветила одну из актуальных тенденций современной культуры — феномен тотальной сериальности, а также тесно связанную с ней тенденцию к моделированию альтернативных вселенных.
Сложно отрицать, что с начала ХХI века в культуре обозначился мощный взрыв интереса к сериалам. Весь мир завороженно ждет новых сезонов «Игры престолов», «Шерлока», «Доктора Хауса», «Карточного домика», «Острых козырьков», «Аббатствa Даунтон», всякий раз с азартом погружаясь в сконструированную реальность. Исследователи фиксируют, что сериалы заменяют современному человеку романное повествование и потому закономерно его вытесняют.
Что же происходит сегодня в культуре, чем обусловлен этот резкий сдвиг в сторону сериалов, почему современный человек так остро нуждается в конструировании альтернативных миров и правда ли, что сериал способен окончательно вытеснить роман? На все эти вопросы и пытаются ответить авторы рецензируемой монографии.
Феномен сериальности уже активно осмысляется литературоведами, культурологами, социологами и киноведами1. Однако все эти исследования посвящены анализу западных образцов жанра, отечественные же сериалы и киноадаптации до сих пор не становились предметом серьезного научного изучения. Размышляя над принципами существования современной культуры, авторы научных концепций опираются прежде всего на материал западной массовой культуры. Тогда как для понимания внутренних процессов, формирующих сознание российского общества, необходимо обратиться к изучению отечественного масскульта. Предметом изучения в рецензируемой монографии становятся практически все пласты современной культуры: литературные сериалы и романы-
буриме, эксперименты в области драматургии, телеадаптации и реплики западных кинотекстов, сериальные форматы реалити-шоу, медиарасширения компьютерных игр, рэп-поэзия и множество других трансформаций вербального текста.
Пять разделов книги позволяют увидеть объемную картину современного состояния культурного поля. Структура монографии строится по принципу от общего к частному. Так, в первом разделе, «Феномен сериальности: эстетические и социокультурные аспекты», рассматриваются философские установки и мировоззренческие сдвиги, характерные для самосознания современного общества, которые находят отражение в запросах на определенные формы культуры. Поскольку, по мнению М. Маклюэна, одновременность сегодня окончательно вытесняет последовательность, радикально меняется характер восприятия информации, человек оказывается погруженным в мощный поток множества одновременно разворачивающихся сюжетов. Потому формат сериала сегодня вытесняет роман и становится наиболее адекватной формой «рассказывания истории».
Очень важные антропологические аспекты феномена сериальности высвечивают Г. Тульчинский и О. Цветкова, отмечая, что сериальный сеттинг не только создает модель устойчивой картины мира, но и выполняет еще одну важную в антропологическом смысле функцию — консолидирует дискретное, сегрегированное общество.
И. Савкина заостряет внимание на вопросе исследовательского снобизма по отношению к отечественной сериальной индустрии. По ее мнению, именно российские сериалы, в частности отечественные адаптации западных аналогов, являются более значимым материалом для понимания картины мира современного российского общества и собственных культурных установок. Изучение локальных адаптаций особенно необходимо в ситуации глокализации, поскольку этот материал многое может рассказать о культурных стереотипах, фобиях общества, «позволяет увидеть точки несовпадения, культурные рамки и ограничения, проблемные зоны» (с. 45). Обращаясь к материалу трех российских киноверсий («Своя чужая», «Московская борзая» и «Ищейка») американского сериала «Ищейка» («The Closer») с женщиной-следователем в главной роли, Савкина анализирует отечественные киноверсии, опираясь на метод гендерных исследований, пытается высветить культурные установки, закрепленные в массовом сознании российского общества. Исследовательница приходит к неутешительному выводу, констатируя, что «мизогиния, как показано в адаптациях, в российском обществе является практически нормой, преодолеть ее женщина может красотой, слабостью и заботой» (с. 49).
Во втором разделе монографии, «От картины мира — к игровой вселенной», показывается, как литературный текст расширяется до трансмедийного проекта. Произошедший в современной культуре дигитальный сдвиг от вербального кода к визуальному неизбежно повлек за собой процесс трансформации привычных форм и практик искусства. Интермедиальность вытесняет интертекстуальность и становится ведущим принципом организации вербального текста. Поэтика современных романов, имеющих успех у читателя, ориентирована на визуальный код. Таковы книги Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» (2015), А. Иванова «Тобол» (2017), Д. Глуховского «Текст» (2017) и многие другие. Современный текст содержит в своей структуре медиальные проекции, которые находят воплощение и расширение в экранном формате.
А. Булгакова анализирует структуру проекта «Тобол», практически единственного аналога мультиплатформенного нарратива в отечественной культуре, который изначально создавался как трансмедийное повествование. Я. Солдаткина рассматривает феномен популярности вселенной «Игры престолов» через призму геопоэтики. Именно новое картирование культурного пространства лежит в основе принципа моделирования альтернативных вселенных, поэтому сознание современного реципиента нуждается в присвоении и освоении пространства полюбившегося альтернативного мира. В. Абашев и М. Абашева рассматривают межавторский литературный цикл «S.T.A.L.K.E.R. — STALKER — СТАЛКЕР» как литературный сериал и трансмедийный проект, в основе которого — новеллизация компьютерной игры, родившейся из литературного источника — повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Анализ позволил авторам сделать важные выводы относительно меняющейся структуры литературного поля: «Литературные серии могут узлами-переходами сцепляться с другими сериями, сплетая семантическую сеть, объединяющую разные фрагменты мира (национального, например) массовой культуры, который, в свою очередь, является частью глобального трансмедийного нарратива» (с. 82). Приведенный анализ наталкивает на интересный вывод. Конструирование сложных многоуровневых историй, ориентированных на широкую аудиторию, сегодня невозможно в мономедийном формате. Причем это справедливо не только для литературных текстов, но и для любых других медиа: кино, телевидения, радио и так далее.
В третьем разделе монографии, «Пересекая границы: жанровые эксперименты», представлены характерные для сегодняшнего состояния культуры пограничные художественные практики, которые отражают процессы трансгрессии, обновляющие жанровые каноны: переход медиажанров в сферу литературы, реализацию артхаусных практик в популярных форматах. В частности, М. Черняк изучает специфику романа-буриме для подростков «#12 Война и мир в отдельно взятой школе» как литературного сериала, А. Зезюлевич описывает роман-ситком «Рекламist» Саши Сотника, Л. Немченко анализирует ситуацию в сегменте современной киноиндустрии, осмысляя факт заимствования режиссерами артхауса, такими как С. Урсуляк, В. Тодоровский, К. Серебренников, жанровой формы сериала как процесс легитимации и утверждения новых культурных норм.
Изучению механизмов взаимодействия автора и читателя в современном культурном поле посвящен четвертый раздел монографии — «Сериалы, миры и «культуры соучастия»». Поскольку читатель сегодня становится одним из главных акторов не только рецепции, но и производства культурных смыслов, превращается в соавтора, просьюмера, предметное изучение инстанции читателя и закономерностей «культуры со-участия» сегодня представляется первостепенной задачей исследователей. Авторы раздела А. Нижник и М. Хазанова рассматривают феномен «фанфикшен» «как комплексное медиаявление», Ю. Булдакова в главе «Аналитический и интерпретативный текст в дискурсе фандома» предлагает новый понятийный аппарат, легитимирующий инстанцию фандома в культурном поле.
В пятом разделе монографии, «Медиа: расширяющаяся вселенная», рассматриваются практики функционирования трансмедийных проектов, которые за счет расширения привычных форматов становятся топосами формирования и трансляции новых культурных смыслов. Авторы описывают новые формы трансмедийных нарративов, констатируя вслед за Л. Мановичем и А. Фагерджером, что процессы конвергенции в культуре уже завершились и в наступившей цифровой эпохе принцип серийности заложен уже как базовый инструмент функционирования дигитальных платформ. Исходя из этой установки, В. Константюк показывает, например, как работает алгоритм цифровых настроек самого массового видеохостинга YouTube, основанный на принципах модульности и вариативности, которые открывают новые возможности цифровой сериализации.
В целом сериальность, являясь изначально одной из категориальных черт масскульта, сегодня становится принципом существования практически всех пластов культуры, не только массовой, но и, условно, элитарной. Однако переход сериала на поле элитарной культуры позволяет говорить о своего рода метамодернистской тенденции моделирования новой реальности, тяготеющей к мифу, актуализирующейся в пространстве новых практик и предлагающей читателю внятную систему ценностей. Определение «качественный сериал» прочно закрепляется в исследовательском обороте, что свидетельствует об экспансии в высокую культуру жанров масскульта как наиболее адекватной и понятной современному реципиенту формы нарратива. Вытеснит ли жанр сериала роман, покажет время, но пока мир живет в «ситуации Шахерезады», то есть завороженно следит за историями сериалов, важно прислушаться к этому длящемуся нарративу и пристально вглядеться в новые конструируемые вселенные, ведь массовая культура всегда проговаривается о самых важных болевых точках общества и самых значимых мировоззренческих сдвигах.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2022
Литература
Архипова А., Неклюдова Е. Эпоха сериалов. Как шедевры малого экрана изменили наш мир. М.: РИПОЛ классик, 2020.
Павлов А. В. Престижное удовольствие. Социально-философские интерпретации «сериального взрыва». М.: РИПОЛ классик, Панглосс, 2019.