№2, 2022/Век минувший

В шаге от ада? Трансформация книг в арт-объекты

DOI: 10.31425/0042-8795-2022-2-61-78

Все более заметной тенденцией становится использование книг в качестве сырья для рукоделия и материала для творческой переработки. Весьма многочисленные и разнообразные, эти практики сводятся к обобщающему понятию альтербукинг (англ. altered booking), определяемого как «преобразование книги в качественно новый, измененный, персональный арт-объект путем трансформации как художественных элементов (символов), так и текстовых конструкций (логической составляющей)» [Ромашкина, Большунова 2015: 65]. Концепция альтербукинга основана на идее модификации экземпляров печатных изданий для обретения ими новых эстетических свойств и культурных смыслов.

Книга здесь лишается прежде всего своей содержательной основы, превращаясь в элемент декора. Во многих случаях она утрачивает и внешнюю форму, материальную оболочку, полностью разрушаясь как вещь. Текстовая составляющая книги в альтербукинге сугубо вторична и служит лишь стимулом для творческого воображения. Таким образом, альтербукинг символически замещает либо спекулятивно подменяет процесс чтения. Возникает вопрос адекватности и целесообразности такого подхода.

Альтербук (англ. altered book — дословно «измененная книга») — «опубликованная книга, преобразованная в новое произведение визуального искусства с помощью различных художественных процессов, таких как живопись, рисунок, коллаж, письмо, декорирование» [Chilton 2007: 59]. Во многих контекстах в качестве синонимичного и тождественного употребляется понятие «преобразованная книга» (англ. transformed book). Это креативный продукт, для создания которого используются как цельные тома, так и отдельные страницы, обложки, форзацы, элементы переплета. Родоначальником альтербукинга считается американский дизайнер Том Филлипс (Tom Phillips), превративший экземпляр романа Уильяма Мэллока «A Human Document» в пластический объект под названием «Humument» (1966). Филлипс избирательно вычеркивал слова из исходного текста посредством туши и акварели, наносил на страницы причудливые изображения, делал вклейки, вставлял коллажи.

Актуальные направления альтербукинга проблематизируют утрату Книгой сакрального статуса и традиционного функционала. Не утихает публичная полемика о творческих практиках, лишающих книгу ее веками неизменной формы. Преображение или порча? Искусство или изуверство? Возрождение в новых видах искусства или обесценивание в угоду творческим капризам?

Резьба по книгам

В настоящее время самая заметная и, возможно, наиболее энергоемкая творческая практика преобразования внешней формы книги — бук-карвинг (англ. book — книга + carving — резьба): трансформация печатных изданий в объемные арт-объекты; «преобразование книги в скульптуру путем вырезания из нее ненужных (по мнению и замыслу художника) частей» [Абдуллина, Казакова 2020: 6]. Произведения бук-карвинга получили обобщенное название книжных скульптур (book-cut sculpture). Для их создания используются ножи и ножницы, часто медицинские инструменты — скальпели, диссекторы, пинцеты, зажимы. В качестве дополнительных материалов применяют клей, краски, лаки.

Бук-карверы практикуют искусные, иногда почти ювелирные техники, среди которых — драпировка, гофрировка, шелкография, выжигание, вымачивание, встраивание инородных элементов. Некоторые приемы получили специальные названия: дистресс (состаривание), эмбоссинг (тиснение), квиллинг (бумагокручение), штампинг (создание узоров посред­ством резиновых и силиконовых штампов). Единого подхода не существует — каждый мастер стремится к самобытности и неповторимости.

Британский дизайнер Николас Джонс (Nicholas Jones) вая­ет скульптуры из твердых обложек. Австралийский мастер Кайли Стиллман (Kylie Stillman) вырезает из книг контррель­ефы в виде экзотических деревьев и цветочных букетов. Американец Ланди Капп (Lundy Cupp) высекает на книжных обрезах впечатляюще реалистические лица. Канадец Гай Ларами (Guy Laramée) с помощью скальпеля превращает корешки энциклопедий и словарей в горные ландшафты. Художник под псевдонимом Роберт Зе (Robert The) мастерит бумажные швабры из энциклопедий, пистолеты из психотерапевтических пособий, тараканов из художественных альбомов… А самая яркая звезда бук-карвинга — американец Брайан Деттмер (Brian Dettmer) по прозвищу «книжный хирург» — создает вообще не поддающиеся словесному описанию причудливые арт-объекты в смешанной технике.

К бук-карвингу примыкает множество не имеющих самостоятельных названий практик трансформации книг с полной утратой их исходной, первичной формы. Шотландская художница Джорджия Рассел (Georgia Russell) разделяет страницы на тонкие полоски и делает фантазийные панно. Ее коллега из Северной Ирландии, Жаклин Раш Ли (Jac­queline Rush Lee), превращает фолианты в затейливые цветы окрашиванием, изгибанием и свободным вертикальным закреплением.

Американец Томас Аллен (Thomas Allen) создает парящие силуэты литературных персонажей из книжных листов. Его соотечественница Кара Барер (Cara Barer) работает в технике «мокрой бумаги», погружая книги в воду и создавая орнаменты из размокших страниц. Англичанка Сью Блэквелл (Su Blackwell) выстригает иллюстрации из сборников сказок, склеивает их с текстом, подвешивает на лесках и размещает на плоскости, обыгрывая эффекты светотени. Однако, пожалуй, дальше всех пошла художница из США Алексис Арнольд (Alexis Arnold), преобразующая печатные экземпляры произведений художественной литературы в кристаллоподобные псевдогеологические артефакты.

Книжное оригами

С конца 1990-х годов популярным направлением альтербукинга становится оримото (япон. ori — сгиб + moto — книга) — близкая к оригами техника фигурного скручивания и загибания книжных страниц для создания трехмерных объектов и силуэтных фигур. Англоязычный синоним — букфолдинг (book folding, Folded Books Art). В ход идут издания преимущественно в твердой обложке, листы складываются в заданном порядке по определенной схеме. Для стыковки и фиксации элементов иногда делаются небольшие надрезы. Выделяют два основных вида букфолдинга: вертикальный (фигура складывается и демонстрируется в полностью открытой книге) и горизонтальный (в закрытой книге). В качестве дополнительного декора используются ленты, нитки, пуговицы и пр.

Изобретателем этой техники считается немецкий программист Доминик Мейснер (Dominik Meissner). Израильский мастер Исаак Салазар (Isaac Salazar) складывает из страниц книг ключевые слова, раскрывающие их содержание: «убийство», «деньги», «месть»… Британская художница Николя Нобо (Nicola Nobo) создает из загнутых страниц контуры букв и слов, птиц и рыб, цветочков и сердечек, звериных следов и театральных масок. Австралийка Пэм Лэнгдом (Pam Langdom) крутит из книг затейливые кружевные завитушки наподобие колье, вдохновляясь природными узорами.

Помимо собственно творчества, это весьма прибыльный бизнес графических дизайнеров, которые продают цифровые графические схемы (patterns) складывания страниц, сделанные при помощи мокапа (англ. mock-up) — изображения-шаблона, созданного в специальной компьютерной программе и заменяющего реальный предмет. Начинающему букфолдеру достаточно приобрести понравившийся файл и освоить пошаговую инструкцию. Практикуется и продажа готовых изделий. Так, Лорен Дайкс (Lauren Dykes) основала семейную компанию Dilly Dally’s Custom Book Folding, изготовляющую по клиентским заказам подарки к праздникам, памятные сувениры, интерьерные украшения.

Книгороспись

Еще одно заметное направление альтербукинга — использование книжных разворотов и переплетов как поверхностей для рисования. Для этого берутся как отдельные издания, так и множество томов в качестве масштабного «холста», нечитабельной библиотеки. Иногда такие работы называют раскрашенными книжными скульптурами (англ. book sculpture paintings).

Один из самых известных представителей данного творческого направления, американец Майкл Стилки (Michael Stilkey), создает монументальные композиции из книжных обложек, расписывая их в готическом стиле. Австралиец Луи Джовер (Loui Jover) рисует романтические и ностальгические сюжеты чернилами и гуашью на пожелтевших страницах старых книг, соединенных в большое полотно. Работающий в Мексике британский художник-график Дэниел Спейт (Daniel Speight) превращает обложки книг в городские кварталы: его творческий проект «The Soft City» представляет исторические строения Лондона, запечатленные в технике рельефного рисунка с использованием компьютерной трафаретной печати и затем наклеенные на книжные корешки.

Проживающая в Италии русская художница Екатерина Паниканова коллекционирует старинные издания с блошиных рынков и создает из них художественные панно-коллажи, расписывая книжные развороты масляными красками. В ее экспериментальной серии «Errata Corrige» («Работа над ошибками»), посвященной воспоминаниям детства, незакреп­ленные листы могут переворачиваться, образуя сюрреалистические сочетания красочных изображений по принципу паззлов.

Библио-объекты

Отдельным направлением творческих трансформаций книг можно считать библио-объекты — инсталляции, пространственные композиции и квазиархитектурные сооружения, сотворенные из экземпляров печатных изданий. Среди них и абстрактные пирамиды, и тщательно спланированные здания, и грандиозные имитации ландшафтов, и плоскостные орнаментальные панно. Есть мастера, работающие в форматах дио­рамы, 3D-портрета, стрит-арта.

Широкую известность получила серия инсталляций испанского дизайнера Алисии Мартин (Alicia Martin) «Biografias» — водопады из книг, льющиеся из окон старинных зданий. Одну из улиц Мельбурна заняла инсталляция Literature vs Traffic в виде речной долины из десяти тысяч светящихся томов, выполненная группой дизайнеров Luzinterruptus. В библиотеке Праги установлена скульптура «Tower of Books» — высоченная башня из множества книг как «дорога в литературное потусторонье».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2022

Литература

Абдуллина А. А., Казакова Н. Ю. Арт-объекты из бумаги и их роль в формировании пространственной среды // Вектор развития промдизайна. Актуальные тренды: Сб. материалов научно-практич. семинара. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020. С. 5–8.

Гаврилова Е. М. Арт-объекты из книг как явление современной куль­туры // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 4. С. 87–93.

Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.: ЭТС, 2010. URL: http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm (дата обращения: 01.11.2021).

Полякова М. А. Книга как материал современной скульптуры: проблемы типологии // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 1 (5). С. 130–134.

Ромашкина Н. В., Большунова С. В. Трансформационно-ресурсные арт-
терапевтические методы (altered-book или измененная книга; fashion-therapy или метод создания и изменения аксессуаров и предметов одежды) // Независимый психиатрический журнал. 2015. № 4. С. 63–67.

Соковиков С. С. Книга как арт-объект в визуальном пространстве: случай бук-карвинга // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 1–7 (47). C. 398–401.

Щербинина Ю. В. Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры. М.: Форум; Неолит, 2016.

Щербинина Ю. В. Переплетенные люди: история антропоморфной библиометафоры // Вопросы литературы. 2019. № 1. С. 67–86.

Chilton Gioia. Altered books in art therapy with adolescents // Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. 2007. 24 (2). P. 59–63.

Laramée G. Guy Laramée’s personal website. URL: https://guylaramee.com/ (дата обращения: 10.10.2021).

Robert The. Robert The: Bookguns. URL: https://www.bookgun.com/ (дата обращения: 10.10.2021).

Valdez M. G. Review: Unit B (Gallery) // Glasstire. 2006. 2 May. URL: https://glasstire.com/2006/05/02/unit-b-gallery/ (дата обращения: 01.11.2021).

Цитировать

Щербинина, Ю.В. В шаге от ада? Трансформация книг в арт-объекты / Ю.В. Щербинина // Вопросы литературы. - 2022 - №2. - C. 61-78
Копировать