Этой весной команда журнала «Вопросы литературы» подготовила подборку, посвященную известному исследователю и нашему постоянному автору Екатерине Цимбаевой. Она занимается темами на стыке литературы, культурологии, антропологии и бытовой истории. В статьях можно узнать о трудностях для путешественников XIX века, о биографии Евгения Онегина, о причинах жениться в XVIII веке, о том, как помыться, летая «пять недель на воздушном шаре», и многом другом, что было бы жизненно необходимо, если бы вы оказались в произведениях Толстого, Пушкина, Сухово-Кобылина, Диккенса, Остин, Грибоедова и Жюля Верна.
За кулисами литературного текста. «Охота к перемене мест…»
Статья посвящена проблемам, которые в середине XVIII — начале XX века возникали тотчас после выхода из дома на улицу и создавали еще больше сложностей во время коротких поездок и дальних путешествий. На основе исторических источников рассматриваются трудности дорожных ситуаций, не раскрывавшиеся в русской и западноевропейской литературе в расчете на понимание современниками.
«Противоречий очень много»
Статья посвящена роману в стихах «Евгений Онегин». Автор предпринимает попытку восстановить биографии главного героя и его родственников на основании подробного исторического анализа текста в соотнесении с историко-культурными реалиями пушкинской эпохи, что позволяет расширить представление о первоначальном замысле поэта.
За кулисами литературного текста. «И детям прочили венцы…»
Двухсотую годовщину Генри Филдинга празднуют вполне резонно, хотя, насколько я понимаю, только в газетах. Наивно ожидать, что Статья посвящена факторам, лежавшим в основе предполагаемых браков середины XVIII — начала XX века, которые можно назвать объективными, то есть опиравшимися на социальные, а не индивидуальные представления. Понимание данных факторов полнее раскрывает новаторство многих литературных сюжетов в русской и западноевропейской литературе.
За кулисами литературного текста. «Здоровья дар благой»
Гигиена героев весьма редко попадает в поле зрения авторов литературных произведений. До середины XX века лишь серьезные сюжетные основания могли заставить писателей хотя бы вскользь коснуться вопросов поддержания чистоты; что же касается самой неромантичной стороны повседневного быта людей, то она была полностью исключена из сферы художественного со времен плутовского романа. Некоторые приключенческие романы просто не могли бы быть задуманы, если бы авторы сознательно не абстрагировались от данной темы. Как совершать неизбежные процедуры, летя «пять недель на воздушном шаре»? И страшно представить себе сложность положения дам, пересекающих без всякого багажа Новую Зеландию в «Детях капитана Гранта», если эти дни были для них критическими не только в смысле угрозы со стороны маори.
За кулисами литературного текста
В статье анализируются физические проблемы, создаваемые модной одеждой середины XVIII — начала XX века, в отражении через призму литературных ситуаций.
Как! Из глуши степных селений…
Майя Ганина высказала очень важную мысль, когда говорила, что сейчас происходит сильная инфляция беллетристики и рост интереса читателя к документальному жанру. Так оно и есть в действительности, и это не может не беспокоить нас, сочинителей. Ганина считает, что для того, чтобы миновать эту опасность, нужно приблизить художественную литературу к факту. Я думаю, что В статье на примере образа Татьяны Лариной рассматривается возможность применения исторического анализа литературного текста. Показана эволюция культурных норм дворянского общежития XIX века под влиянием великого произведения русской литературы.
Исторические ключи к литературным загадкам: «Тайна Эдвина Друда»
Диккенс начал работу над своим последним романом «Тайна Эдвина Друда» после почти пятилетнего творческого перерыва. Единственными художественными сочинениями, созданными им в эти годы (обычно в соавторстве), были рождественские повести и рассказы, которым он уделял самое серьезное внимание в течение четверти века. В мае 1869 года, после тяжелой болезни, он составил завещание. И вдруг в октябре снова взялся за произведение большой литературной формы.
Исторический контекст в художественном образе. Дворянское общество в романе «Война и мир»
Исторический анализ обычно бесполезно применять к произведению, автор которого описывает мир, отделенный от него временем или пространством. Ясно, что по незнанию, заблуждению или небрежности писатель может наделать ошибок. Указать на них нетрудно, но что докажет этим историк, кроме собственной эрудиции? Художник не ученый, художественная правда неравнозначна правде исторической. Вольности обращения с исторической истиной представляются в литературном произведении вполне правомерными, ибо автор описывает не столько то, что было, сколько то, что могло быть — или даже, как ему кажется, могло бы быть.
Дело Сухово-Кобылина
Среди великих русских писателей не было уголовников. Русских писателей казнили за политические выступления, ссылали на каторгу, отправляли на смерть под пули врагов, убивали на дуэлях, отлучали от церкви, арестовывали, отравляли им жизнь клеветой, их даже обвиняли в растратах казенных сумм (как Я. И. Княжнина) — но грабителей и убийц среди них не было. Очевидно, гений и злодейство, действительно, «две вещи несовместные». В истории русской литературы только один человек был отдан под суд по делу об убийстве — Александр Васильевич Сухово-Кобылин. <…> Семилетнее жестокое и пристрастное следствие стремилось всеми силами доказать его участие в убийстве собственной любовницы, француженки Луизы Симон-Деманш, оно серьезно изменило молодого человека, открыло ему худшие стороны российского полицейского произвола и дало русской литературе необычную драматическую трилогию: пьесы «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».
Художественный образ в историческом контексте. Анализ биографий персонажей «Горя от ума»
Проблема современного свободного стиха на данном этапе его развития заключается: в определении места свободного стиха в русской стихотворной речи, в определении влияния особенностей свободного стиха на психологию и технологию творчества, в определении места свободного стиха среди различных видов поэтического творчества, в определении места свободного стиха в иЗиму 1823–1824 годов Грибоедов провел в Москве, усердно посещая балы и вечера и одновременно отделывая «Горе от ума». Москва была городом его детства и юности, который он оставил 1 сентября 1812 года вместе со всеми москвичами и где с тех пор провел одну неделю в августе 1818 года проездом из Петербурга в Персию. В тот краткий визит Москва ему очень не понравилась, и, пять лет страдая в духовной пустыне Персии и Кавказа, он мечтал не о ней, а о Петербурге, где остались все его друзья, где был театр, где жизнь била ключом. В начале 1823 года он получил желанный отпуск, но не умчался в Северную столицу, а приехал в Москву и прожил в ней, с учетом летнего перерыва, более года, до конца мая 1824 года. Его отношения с матерью были столь плохи, что он вынужден был поселиться не в родном доме в Новинском, а у своего самого задушевного друга Степана Бегичева. Общество Бегичева утешало и поддерживало Грибоедова, и все же, едва закончив вчерне комедию, он, не сказавшись другу, уехал в Петербург. Никогда более он не останавливался в Москве иначе как проездом.