№6, 2003/Книжный разворот

Дело Сухово-Кобылина

Среди великих русских писателей не было уголовников. Русских писателей казнили за политические выступления, ссылали на каторгу, отправляли на смерть под пули врагов, убивали на дуэлях, отлучали от церкви, арестовывали, отравляли им жизнь клеветой, их даже обвиняли в растратах казенных сумм (как Я. И. Княжнина), – но грабителей и убийц среди них не было. Очевидно, гений и злодейство, действительно, «две вещи несовместные». В истории русской литературы только один человек был отдан под суд по делу об убийстве – Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Как и Княжнин, в начале судебного разбирательства он еще не был писателем, а просто являл собой образец великосветского деятельного бездельника, не служил, проводил время в Париже, побеждал на скачках и считался любимцем московских дам. Как и Княжнин, он занялся творчеством только под воздействием судебных мытарств. Отличало их друг от друга одно немаловажное обстоятельство: в виновности Княжнина никто не сомневался, он сам ее не отрицал; виновность Сухово- Кобылина категорически им отрицалась и не была ни доказана, ни опровергнута. Семилетнее жестокое и пристрастное следствие стремилось всеми силами доказать его участие в убийстве собственной любовницы, француженки Луизы Симон-Деманш, оно серьезно изменило молодого человека; открыло ему худшие стороны российского полицейского произвола и дало русской литературе необычную драматическую трилогию: пьесы «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».

В конечном счете Сухово-Кобылин был оправдан, но оставлен в подозрении. Подозрение это сохраняется до наших дней. Многочисленные попытки пересмотреть в XX веке исход одного из знаменитых и загадочных уголовных процессов середины XIX века не привели ни к какому однозначному результату – слишком ничтожны улики, собранные московской полицией; на них невозможно построить серьезную версию.

Авторы первой полной публикации всех материалов следственного и судебного дела А. В. Сухово-Кобылина, осуществленной в прекрасной серии «Россия в мемуарах», В. М. Селезнев и Е. О. Селезнева, не пытаются предложить новую версию событий, происшедших в ноябре 1850 года. Во вступительной статье В. Селезнев рассказывает о жизни, характере, творчестве и судьбе пьес писателя. Читатели, изучив материалы дела, прочитав отрывки из дневника Сухово- Кобылина и десятки воспоминаний о нем разных лиц, также помещенные в сборнике, смогут непредубежденно прийти к собственным выводам. В наше время детективные романы, в том числе на исторические и литературные сюжеты, пользуются широчайшей популярностью, поэтому самостоятельное разоблачение преступника или оправдание невинно пострадавшего будет привычно и интересно многим читателям. Российская действительность XIX века была небогата событиями, просящимися на страницы классического детектива; возможно, какой-нибудь современный беллетрист заинтересуется делом Сухово-Кобылина и вскоре предложит художественную развязку происшествия.

Публикаторы намеренно стараются остаться беспристрастными.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2003

Цитировать

Цимбаева, Е.Н. Дело Сухово-Кобылина / Е.Н. Цимбаева // Вопросы литературы. - 2003 - №6. - C. 358-361
Копировать