№7, 1964/Коротко о книгах

Знамя, видное издалека

Walther Pollatschek, Friedrich Wolf. Eine Biographic, Aufbau – Verlag, Berlin, 1963, 416 S.

Фридрих Вольф – большой, разносторонне одаренный революционный писатель. Он – один из основоположников современного реалистического немецкого театра, кинодраматург, романист, публицист, литературовед. В ГДР и в нашей стране сделаны еще только первые попытки изучения его творческой личности и литературного наследия. Книга Вальтера Поллачека1, изданная к 10-летию со дня смерти Вольфа, – полезный научный труд, это не только история жизни писателя, но яркий очерк исторических обстоятельств, сопровождавших деятельность Вольфа. Исследователь широко использует материалы архива писателя, дневники (с 1915 по 1953 год), переписку, воспоминания современников, отклики прессы.

Юный Вольф – военный врач – в годы мировой войны и ноябрьской революции мечется от идей нравственного самосовершенствования, от непротивленчества – к стихийному протесту против войны и буржуазной цивилизации.

Трагедия целого поколения немецкой молодежи, расстававшегося с одними иллюзиями, чтобы подпасть под власть других, была пережита им остро и болезненно. Проснувшийся талант и смутная надежда через искусство найти выход из мучительных противоречий привели Вольфа к твердому решению: «Я – художник, и я им буду, потому что иначе не могу».

В эпоху бурного взлета и последовавшего за ним крушения революции в Германии молодой писатель был временно захвачен волной экспрессионизма. Этот период в его художественном развитии был краток: от пьесы «Магомет» (1918) до «Тамар» (1921).

Драма «Бедный Конрад» (1924) стала первым реалистическим произведением Вольфа. Она свидетельствовала о начавшемся освобождении писателя от идей непротивления. Близость к народу, изучение его прошлого помогли Вольфу оценить уроки поражения рабочего класса, понять историческую неизбежность революционного насилия.

Изучение трудов В. И. Ленина, знакомство с выдающимися произведениями советского искусства (под впечатлением фильма «Броненосец «Потемкин» написана в 1930 году революционная драма «Матросы из Каттаро») – таковы вехи на пути Вольфа к Компартии Германии, в ряды которой он вошел в 1928 году.

Став членом Союза революционно-пролетарских писателей, Вольф с помощью агитпроптеатра стремился нести в массы новое искусство. Однако ошибки пролеткультовского характера, присущие этому движению, стесняли художественное развитие драматурга (от них несвободна его нашумевшая драма «Цианкали», 1929).

  1. До «того автор опубликовал книгу о драматургии Вольфа: Das Bühnenwerk Friedrich Wolfs. Henschelverlag, Berlin, 1968; осуществил (совместно с женой писателя Эльзой Вольф) 16-томное собрание сочинений Фр. Вольфа.[]

Цитировать

Непомнящая, Л. Знамя, видное издалека / Л. Непомнящая // Вопросы литературы. - 1964 - №7. - C. 228-230
Копировать