№6, 1964/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Журнал, посвященный Золя

«Cahiers naturalistes», 1955 – 1963.

В 1903 году, через год после смерти Золя, было создано литературное Общество друзей Эмиля Золя, которое ставило своей целью изучение и популяризацию творчества великого писателя и гражданина. В 1910 – 1913 и 1922 – 1938 годах Общество выпускало специальный бюллетень. После многолетнего перерыва, вызванного событиями второй мировой войны, Общество друзей Эмиля Золя с 1955 года стало издавать новый журнал «Кайе натюралист». Журнал выходит три раза в год в количестве 400 экземпляров. До начала 1964 года вышло двадцать пять номеров. К сотрудничеству в журнале привлечены историки литературы, писатели (Лану, Дрюон, Эриа, Мерль и др.), общественные деятели (с начала 30-х годов и до своей смерти президентом Общества друзей Эмиля Золя и редактором журнала был Эдуард Эррио).

Журнал посвящен главным образом жизни и творчеству Золя, а также писателям так называемой Меданской группы. Наряду с этим журнал публикует статьи и о творчестве Бальзака, Флобера, Франса, Валлеса, Барбюса, его интересуют современники: Арман Лаяу, Филипп Эриа, Эрве Базен, Пьер Гаскар. Вряд ли можно отнести к натурализму всех выше перечисленных писателей. Несоответствие заглавия и содержания журнала объясняется тем, что на его страницах по существу ставится знак равенства между реализмом и натурализмом. Под общим понятием натурализма объединяются имена Бальзака и Дюранти, с чем нельзя, конечно, согласиться. Так, Пьер Коньи фактически подменяет терм»» Ном натурализм понятие реализма, считая, что натурализм явился лишь ответвлением и дальнейшим развитием критического реализма. Многие авторы ограничивают Золя только рамками натурализма, поэтому продолжение традиций его реалистического творчества в современной французской литературе ошибочно называют натурализмом. Проблемные статьи, затрагивающие общие вопросы литературного развития конца XIX и первой половины XX века, – самое слабое место журнала, в них немало путаного и спорного.

Основное внимание журнал уделяет изучению Золя, всему, что связано с судьбой его произведений в литературе, на сцене и на экране.

Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти Золя, однако систематическое исследование его творчества, по сути дела, еще только начинается. При жизни Золя Французская Академия не сочла его достойным быть среди сорока «бессмертных». После смерти писателя, когда его произведения и гражданский подвиг завоевали ему бессмертие вопреки воле Академии, ученая университетская критика долгое время хранила заговор молчания по отношению к автору «Ругон-Маккаров». Золя любили и много читали, но серьезным изучением его творчества во Франции мало кто занимался. Анри Миттеран замечает, что ученые других стран, в том числе Советского Союза и Англии, проложили своим французским коллегам путь к изучению Золя.

Юбилейный, 1952 год вызвал подъем интереса к Золя. Были опубликованы специальные номера журналов, в том числе специальный выпуск журнала «Эроп», монографии, статьи, устроена большая национальная выставка. Журнал «Кайе натюралист» постоянно, в каждом номере дает подробную аннотированную библиографию всех работ о Золя. На его страницах есть специальная рубрика «Почему я написал эту книгу», где авторы новых книг о Золя излагают основные положения своих трудов. Наиболее интересные работы анализируются и рецензируются. В первых номерах напечатаны рецензии на книги Жана Фревиля «Золя – сеятель бури» (1952), Армана Лану «Здравствуйте, господин Золя» (1954). Как одну из наиболее серьезных книг о Золя за последнее время журнал отмечает обстоятельное исследование Рене Тернуа «Золя и его время. «Лурд», «Рим», «Париж» (1961). Тернуа подробно воссоздает картину идейно-политической борьбы во Франции 1890 – 1900 годов, в обстановке которой создавался писателем цикл «Три города». Тернуа широко использует чрезвычайно интересные дневники Золя, написанные во время его поездок в Лурд и Рим. Эти дневники были сравнительно недавно впервые опубликованы (Е. Zola, Mes voyages. Lourdes, Rome, 1958). В статьях, написанных специально для «Кайе натюралист», Рене Тернуа приводит другие неизвестные ранее подготовительные материалы и записи Золя к циклу «Три города» и подчеркивает смелое антиклерикальное звучание этих книг.

Новый интересный материал читатель журнала найдет по истории создания романов «Деньги», «Творчество», «Земля», «Нана» и др. Среди статей, посвященных изучению отдельных произведений, следует отметить работы о романе «Жерминаль», продолжающем привлекать внимание исследователей. В журнале печатается подробная аннотация на книгу Иды Франдон «Вокруг «Жерминаля». Шахты и шахтеры». Однако встречаются статьи о романе «Жерминаль», с основными положениями которых никак нельзя согласиться. Так, Жак-Луи Виссьер («Политика и пророчество в «Жерминале») утверждает, что в «Жерминале» взгляд Золя на социальное развитие общества будто бы близок к франсовской теории круговорота истории, сформулированной автором «Острова пингвинов» несколько позже.

Конечно, далеко не все статьи, опубликованные в двадцати пяти номерах журнала, одинаково интересны, встречается немало статей наивных по концепции и малоинтересных по фактическому материалу; нередко авторы увлекаются малозначительными фактами, натянутыми сопоставлениями, вроде Джона Мэтью, который на основе отдельных далеких и случайных сюжетных совпадений пытается доказать, что одним из источников романа «Нана» будто бы является произведение Ретифа де ла Бретона «Парижская семья». Столь же малоубедительным представляется сравнение романа Золя «Мечта» и романа Клоделя «Сатиновый башмачок». Отдельные незначительные совпадения ничего сами по себе не объясняют в творчестве этих диаметрально противоположных писателей.

Интересен» раздел журнала, посвященный публикации неизвестных произведений и писем Золя. Большая часть весьма обширной переписки Золя еще не опубликована. В полном собрании сочинений Золя (изд. Бернуар) в 1929 году было напечатано лишь немногим больше 600 писем. За последние годы изданы новые письма, в частности переписка Золя с Анри Сеаром и др. Ученые комментаторы нового издания сочинений Золя Арман Лану и Анри Миттеран располагают уже более чем 800 еще не опубликованными письмами. Среди напечатанного в журнале интересна переписка Золя с Камиллом Лемонье, Стриндбергом, Вергой. Она свидетельствует о большом влиянии Золя на развитие европейского романа конца XIX века. Нередко исследователи Золя все еще спорят, верил ли писатель в бога. В письме к некоему канонику Тьери в 1892 году Золя писал: «Я охотно допускаю, что можно верить в бога, и даже искренне сожалею, что сам я в него не верю».

Известно дружеское отношение Золя к Жоресу. В публикуемом письме к Франсису Журдену, другу писателя, организатору вечера в его честь, на котором выступал Жорес (1901), Эмиль Золя пишет: «Мой дорогой Франсис, я от души благодарю Вас за все Ваши хлопоты по организации вчерашнего прекрасного вечера. Я счастлив не только моим личным успехом, но главным образом успехом идеи истины и человечности, которую мы защищаем. Так приятно было услышать великий голос Жореса, возвещавшего счастливую жизнь завтрашнего дня».

В N 22 – 23 журнала печатается частично неопубликованная переписка Золя с редактором «Вестника Европы» М. Стасюлевичем. Письма Золя к Стасюлевичу, хранящиеся в Советском Союзе, уже выходили на русском языке в 1912 году, 24 письма Стасюлевича к Золя, находящиеся в личном архиве сына писателя, до сих пор были неизвестны читателям. Эти письма помогают уточнить ряд вопросов, связанных с сотрудничеством Золя в «Вестнике Европы». В связи с этой перепиской в журнале приводятся также два неопубликованных письма Тургенева к Золя. Напечатанные в журнале неизвестные ранее письма Эдмона Гонкура к Золя являются интересным дополнением к недавно вышедшим в новом полном издании дневникам Гонкуров.

Среди публикации незаконченных или забытых произведений и статей Золя следует отметить заметки к задуманному им роману «Мон-Дор» (N 10). Замысел книги относится к 1884″ или началу 1885 года, тогда же Золя составляет «Набросок» будущего произведения. Действие романа должно было происходить на бальнеологическом горном курорте Мон-Дор. «Сюжет его, – записывает писатель, – эксплуатация больных». Золя делает подробные заметки о нравах курортного городка, где все живут за счет больных, отмечает постыдный сговор врачей и владельцев гостиниц, жестокое равнодушие к судьбам больных. Социальные контрасты ярко проявляются и здесь, на курорте, отмечает писатель, для бедных – зловонные ванны в сырых подвалах, голые каменные скамьи;

Цитировать

Лилеева, И. Журнал, посвященный Золя / И. Лилеева // Вопросы литературы. - 1964 - №6. - C. 163-172
Копировать