Живо, аргументированно
М. Кошчанов, Мастерство Айбека, Ташкент, 1965, 355 стр. (на узбекском языке).
Причину «недоступности» некоторых литературно-критических исследований широкому кругу читателей подчас видят в том, что они пишутся сухим, казенным языком. Но суть вопроса не столько в форме изложения, сколько в глубине, самобытности и богатстве эстетического анализа, который отражает своеобразие мышления критика, его творческий облик и характер.
Рассматривая с этой точки зрения книгу узбекского литературоведа М. Кошчанова «Мастерство Айбека», можно сказать, что она органически сочетает в себе конкретный эстетический анализ с общетеоретическими рассуждениями. Автор стремится проникнуть в мир образов Айбека, раскрыть основу его творческих удач, показать, как формировался и утверждался его талант, какими художественными средствами автор широко известных романов «Священная кровь» и «Навои» достигает органического единства идейности и художественности. Вместе с тем критик обращает внимание и на то, что Айбек иногда идет не от жизни, а от схемы, от надуманных идей, что сказывается кое-где в романе «Ветер золотой долины» (1950). В этом произведении «доброе намерение автора возвеличить советского человека как защитника свободы и справедливости, борца за прогресс, строителя коммунистического общества полностью не реализовалось, так как внимание писателя было направлено на иллюстрацию общественно важной и актуальной борьбы героев, а не на показ самих людей в этой борьбе».
Выяснить, как писатель осмысливает и художественно осваивает действительность, тенденции ее развития – вот главный принцип подхода критика к исследуемому материалу. К сожалению, временами он отступает от этого принципа.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.