№6, 1982/Хроника

Западная литература 70-х

Каждый год в январе кафедра истории зарубежной литературы Московского университета проводит конференцию, посвященную итогам литературного года.

В этих ежегодных обзорах есть смысл, так как именно они предоставляют возможность уловить малейшие изменения в живом литературном процессе, уточнить ретроспективно смысл малопонятного и, главное, малозаметного литературного явления, зафиксированного годом раньше.

Авторы обзоров – преподаватели кафедры, сотрудники ИМЛИ и других ведущих научных центров Москвы.

Известная условность календарных границ, налагаемых на живой литературный процесс, не отменяет многочисленных попыток наших литературоведов осмыслить итоги минувшего десятилетия, определить его роль в развитии той или иной литературы, говорил в своем вступительном слове к нынешней, девятой конференции заведующий кафедрой зарубежной литературы МГУ профессор Л. Андреев, отметив, что пришедшаяся на рубеж десятилетий очередная конференция будет целиком посвящена не результатам литературного года, как обычно, а подведению итогов истекших 70-х.

Н. Анастасьев в докладе «Поиски формы в современном американском романе» обратил, внимание на ряд кризисных явлений в литературе неоавангардизма и «массовой культуре», вызвавших своеобразный вакуум в Общественном сознании и в конечном счете определивших возросший интерес к традиционным американским идеалам консервативного толка, к комплексу буржуазных ценностей жизни.

Пафос доклада заключался в установлении сложных и противоречивых путей перестройки реалистического романа, обусловленной этими кризисными явлениями. Основное внимание было уделено своеобразным модификациям реалистического романа, были обозначены границы романных видоизменений. В сообщении были тщательно прослежены в их сложной взаимосвязи социально-общественные и художественно-эстетические генетические истоки определенных тенденций, было отмечено стремление американских художников к концептуальному изображению действительности, их явные попытки преодолеть узость повествовательного изображения, замкнутого в строгие временные и социальные рамки. Отмеченная тенденция реализуется, как подчеркнул Н. Анастасьев, через возрождение традиций субъективной эпопеи, получившей свое отражение в романах Томаса Вулфа, Уильяма Фолкнера.

Сопоставление вулфовской линии американского романа с исканиями романных форм в 60 – 70-х годах позволило докладчику наглядно представить как завоевания, так и, в большей мере, потери, понесенные современной американской литературой. При этом одна из главных утрат выражается, по мысли исследователя, в том, что субъективная форма романного повествования перестает быть этической величиной. На богатом фактическом материале было показано разнообразие поисков стилевых форм в связи с художественной реализацией эпического времени.

Доклад Е. Цургановой «Феноменологическая школа литературоведения США» посвящен одному из наиболее серьезных и влиятельных направлений в американском литературоведении и критике.

Цитировать

Мыслякова, М. Западная литература 70-х / М. Мыслякова // Вопросы литературы. - 1982 - №6. - C. 274-276
Копировать