№12, 1972/Обзоры и рецензии

Закономерный этап развития

Асиф Эфендиев, Предыстория и становление социалистического реализма в азербайджанской литературе, Азербайджанское государственное изд-во, Баку, 1971, 152 стр.

Работы советских литературоведов, эстетиков, философов убедительно доказали, что социалистический реализм является закономерным этапом в развитии национальных литератур, тесно связанным с глубинными процессами конкретно-исторической действительности. Такое решение вопроса способствует выявлению роли прогрессивных национально-художественных традиций в становлении социалистического реализма, рассмотрению проблемы преемственности как важнейшей закономерности в развитии культуры.

Какими национальными традициями подготовлялась победа социалистического реализма в азербайджанской литературе, какова конкретная взаимосвязь между критическим и социалистическим реализмом – эти вопросы стоят в центре книги А. Эфендиева «Предыстория и становление социалистического реализма в азербайджанской литературе». Стремясь к синтезу общефилософского и сугубо литературного исследования, к раскрытию идейно-эстетических закономерностей, автор рассматривает социалистический реализм не как нечто стабильное, неподвижное, а как динамический процесс. На основе анализа конкретных литературных фактов А. Эфендиев показывает, как в недрах критического реализма возникают и развиваются новые идейно-эстетические качества, подготовляющие утверждение социалистического реализма в азербайджанской литературе, раскрывает глубокую преемственность национально-художественного процесса, историческую закономерность формирования нового художественного метода в литературах народов СССР, что в корне опрокидывает лживые утверждения буржуазных ученых о навязывании социалистического реализма «сверху».

В первой части исследования анализируется дореволюционный период азербайджанской литературы, период критического реализма. Автор прослеживает, как в его недрах созревают элементы реализма социалистического. (Правда, здесь хотелось бы найти более всестороннее осмысление социально-политических и философских исканий начала века, отразившихся в журналистике, периодической печати, литературе того времени.)

Внимание А. Эфендиева привлекают произведения, появившиеся после революции 1905 года. Именно в них автор видит тенденции, расширяющие границы критического реализма: интерес к изображению положительных тенденций исторического процесса, изменение отношения к герою, новая концепция времени. В этом плане привлекают наблюдения автора над произведениями таких корифеев критического реализма, как Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердов, Н. Везиров. Справедлива мысль автора о том, что эти новые изменения связаны у Дж. Мамедкулизаде «с усилением критического отношения к господствующим в мусульманском мире реакционным обычаям» и с новой постановкой вопроса о связи между личностью и обществом, у А. Ахвердова – «с углублением роли авторского «я» в произведении, приведшем к усилению тенденциозности», у А. Шаига – с обращением к образу рабочего и т. д.

Автору удалось показать сложную картину литературной жизни того периода, характеризующегося последовательным, закономерным движением к социалистическому реализму. Художником, наиболее полно выразившим в своем творчестве эту тенденцию эпохи, в работе выступает великий поэт-демократ Сабир, которого А. Эфендиев считает предтечей социалистического реализма в азербайджанской литературе. Этот свой вывод автор книги обосновывает тем, что с именем Сабира связано утверждение в азербайджанской поэзии гражданственности нового типа, революционной романтики; в творчестве Сабира изображается приход на арену истории новых сил, призванных уничтожить вековой гнет и отсталость.

Утверждения автора не голословны, свои выводы он стремится обосновать анализом художественных явлений, учитывая при этом их сложную специфику. И многое в творчестве художников ему удалось увидеть по-новому. Это объясняется и тем, что А. Эфендиев анализирует творчество писателей с точки зрения новой задачи.

Во многом по-новому ставится и вопрос о роли романтизма в становлении социалистического реализма в азербайджанской литературе. А. Эфендиев анализирует такие важные проблемы, как романтический герой, свобода личности, взаимосвязь между идеалом и действительностью, категория возвышенного и т. д., и приходит к выводу о плодотворности достижений романтизма для утверждения социалистического реализма.

Убедительным нам кажется вывод ученого о том, что постановка новых проблем (таких, как проблема свободной, целостной, яркой личности) и невозможность их решения в рамках романтической эстетики по-своему толкала литературу к правде социалистического реализма, делала новый метод исторической необходимостью.

Вторая часть работы целиком посвящена анализу процесса утверждения социалистического реализма в азербайджанской литературе. Здесь рассматриваются такие фундаментальные проблемы, как новый эстетический идеал, революционная романтика, проблема героя, отличительные особенности социалистического реализма в сравнении с дореволюционной литературой и т. д. Автор далек от мысли упростить процесс становления нового метода, считать его утвердившимся чуть ли не в первые годы советской власти. Сложность процесса заключалась в том, что в 20-е годы, наряду с писателями, следовавшими принципам социалистического реализма, существовали художники, стремившиеся развить в новых условиях наиболее прогрессивные стороны реализма критического. Данное обстоятельство делало процесс утверждения социалистического реализма в азербайджанской литературе противоречивым, трудным, сложным явлением. Симптоматично и то, что художники, следовавшие нормам критического реализма, в большинстве случаев были людьми, принявшими революцию. Поэтому наиболее важным моментом, от которого зависело дальнейшее развитие литературы, явилось понимание ими сути революционных преобразований, изменений, происходящих в обществе…

Не случайно, осмысливая закономерности этого периода, автор ставит в центр своего внимания проблему нового человека: именно она была той стержневой проблемой, решение которой способствовало переосмыслению множества других кардинальных вопросов литературы. С этой точки зрения привлекает внимание сопоставительный анализ лирического героя советских поэтов – С. Вургуна, С. Рустама, М. Мушфика и других с поэтическим «я» классиков, и в первую очередь Сабира. Автору удается убедительно показать процесс конкретизации эстетического идеала; его обогащение качественно новыми свойствами в связи с социальными преобразованиями, с новыми этическими и социальными ценностями, которые утверждались в обществе.

В утверждении нового метода в азербайджанской литературе особую роль сыграл выдающийся драматург Дж. Джабарлы. Исследование идейно-художественных особенностей его творчества включает внимательное рассмотрение своеобразной полемики между Джабарлы новым и старым, между Джабарлы – социалистическим реалистом и Джабарлы – дореволюционным романтиком. В этом плане большой интерес представляет сопоставление образов Эльхана, Алмас с такими героями дореволюционных произведений писателя, как Октай Элоглы. Раскрывая новаторские качества драматургии Джабарлы, автор акцентирует внимание на переосмыслении им таких фундаментальных вопросов эстетики, как понимание природы героического, прекрасного, трагического пафоса, взаимосвязь мечты и действительности.

Убедительно раскрыта автором общность между Дж. Джабарлы и М. Горьким (показ процесса выпрямления личности, раскрытие судьбы героя в эпически широком мире, в тесной связи с движением времени, романтическая окрыленность гуманизма).

Говоря о наиболее важных особенностях азербайджанской советской прозы 20-х годов, автор подчеркивает закономерность: писателей интересуют явления не столько завершившиеся, стабильные, устойчивые, сколько находящиеся в процессе формирования, динамические, устремленные в будущее. Этот вывод обосновывается на материале творчества С. Гусейна, Абульгасана и других писателей. Показывает ученый и как переосмысляется проблема «маленького» человека: в новых условиях, подчеркивает он, маленький человек превращается в большого человека, строителя новой жизни, маленькими же становятся люди консервативные и отсталые, оторванные от жизни, не способные идти в ногу с ней.

Разрешение противоречия между широтой мысли и узостью масштабов действия приводит к новой трактовке взаимосвязи личности и общества, к новой концепции человека…

Все эти положения исследователя логически ведут к мысли о социалистическом реализме как закономерном этапе развития многовековой азербайджанской литературы, глубоко и прочно связанном с прогрессивными традициями национальной культуры и возникшем как историческая необходимость.

г. Баку

Цитировать

Османлы, В. Закономерный этап развития / В. Османлы // Вопросы литературы. - 1972 - №12. - C. 213-217
Копировать