№12, 1989/Над строками одного произведения

Загадка блоковского «Коршуна»

Стихотворение «Коршун» называют последним стихотворением А. Блока, хотя после «Коршуна» (1916) еще будут созданы «Двенадцать» и «Скифы». И все же «Коршун» – последнее; последнее, завершающее тот поэтический текст, который Блок назвал своей «трилогией». «Двенадцать» и «Скифы» – другие стихи, иной текст, иная стихия.

Из первого поэтического текста, того, что завершен «Коршуном», Блок отобрал стихотворения, из которых был составлен цикл «Родина». Почти все циклы Блока создавались в один временной отрезок и об одном. Для «Родины» временной отрезок являет собой важный этап творчества Блока. Речь идет даже не о том времени, когда создавались стихи цикла, хотя это большой период, половина творческой жизни поэта с 1907 по 1916 – девять лет; речь идет о том, что стихотворения цикла «Родина», каждое из них, выражают важнейшие события жизни души. Цикл «Родина» – это своеобразная система знаков, формула, все составляющие которой – стихотворения-величины. В этом цикле-формуле все значимо, все связано с целым: место каждого стихотворения в цикле, соотношения и соположение величин на разных уровнях восприятия, степень самостоятельности каждого стихотворения и связанности его со всем текстом. В таком цикле текст одного стихотворения расширяется главным образом за счет его расположения в цикле, за счет семантики места. «Коршун», которому не только случай, но и сам Блок, как бы подтверждая его финальную суть, отвел место в конце цикла «Родина», – стихотворение, конечно, особо значимое. При этом – стройность композиции и малость формы, лаконизм, как сказала бы Ахматова, «головокружительный».

«Коршун», по общему мнению, принадлежит к числу довольно ясных стихотворений Блока.

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. –

В избушке мать над сыном тужит:

«Нб хлеба, нб, нб грудь, соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Традиционное его прочтение примерно такое: «Стихотворение «Коршун» примыкает к тем многим произведениям Блока 1910-х годов, в которых ярко выразилась тема «испепеляющих» лет России. Им поэт завершил цикл «Родина». Вариант стихотворения действительно вошел в поэму1 (стихи 596 – 615 первой главы – III, 319); здесь птица, которая тужит о птенцах, терзаемых ястребами, как бы символизирует образ родины-матери, ее испытания в настоящем и будущем»2. Автор вышеприведенных строк и многие другие пишут о том, что стихотворение «Коршун» выделено из текста поэмы «Возмездие»3. Это означает, что «Коршун» синонимичен отрывку из «Возмездия», что это как бы отклоненный вариант. Действительно, тексты очень близки по словоупотреблению и синтаксису.

Отрывок из поэмы:

Встань, выйди пуутру на луг:

На бледном небе ястреб кружит,

Чертя за кругом плавный круг,

Высматривая, где похуже

Гнездо припрятано в кустах…

Вдруг – птичий щебет и движенье…

Он слушает… еще мгновенье –

Слетает на прямых крылах…

Тревожный крик из гнезд соседних,

Печальный писк птенцов последних,

Пух нежный пу ветру летит –

Он жертву бедную когтит…

И вновь, взмахнув крылом огромным,

Взлетел – чертить за кругом круг,

Несытым оком и бездомным

Осматривать пустынный луг…

Когда ни взглянешь, – кружит, кружит…

Россия-мать, как птица, тужит

О детях; но – ее судьба,

Чтоб их терзали ястреба.

Сопоставление текстов обнаруживает, что из двадцати одного слова первой части «Коршуна» (без служебных и словоформ) восемь, то есть почти половина, – общие с отрывком из поэмы. Кроме того, впечатление сходности укрепляется сохранением в обоих текстах деепричастного оборота, словосочетания «пустынный луг» и основных предикативных пар – «мать тужит» и «коршун кружит». Близость словоупотребления притягивает к «Коршуну» аналогичную с отрывком трактовку, в поэме довольно ясную – двойная метафора: хищник и жертва отражают метафору «Россия-мать тужит о детях», а в контексте поэмы метафоричен весь отрывок, введенный в текст «Возмездия» в связи с появлением образа отца:

Но скоро пробил час туманный –

И в нашу дружную семью

Явился незнакомец странный.

А после в поэме: «Встань, выйди поутру на луг…» и т. д.

Таким образом, прочтение «Коршуна» как произведения о трагической судьбе России и ее детей по аналогии с отрывком из поэмы на первый взгляд не вызывает сомнения. Однако кроме сходных элементов в текстах есть существенные отличия. Основное отличие, по которому тексты могут быть принципиально разведены, – это разные центры метафоры: коршун и ястреб. Поскольку они воспринимаются синонимично, то разница может показаться чисто внешней. Между тем ястреб и коршун обозначают разное и могут даже стать символами противоположного.

О том, что «коршун» для Блока символ с особым значением, а не буквальная метафора, говорит прежде всего то, что слово это вынесено в название. Финальное стихотворение цикла «Родина» странно было бы назвать словом, символизирующим враждебные России силы, и не логичен был бы их вывод на передний план. Проблема названия у Блока возникала в связи со многими произведениями. Стихи, публикуемые сейчас без названия, прежде могли их иметь – и разные. Заметна тенденция Блока к уходу от конкретности, отказу от названия вообще. Тем значительней, что «Коршун» получил свое название сразу и Блок его сохранил.

В стихотворении «Коршун» два в одинаковой степени важных образа: мать и коршун.

  1. Речь идет о поэме «Возмездие».

    []

  2. И. А. Ревякина, Из творческой истории поэмы «Возмездие». – В кн.: «Литературное наследство», 1987, т. 92, кн. 4. «Александр Блок. Новые материалы и исследования», с. 640.[]
  3. См. комментарий В. Орлова в кн.: Александр Блок, Собр. соч. в 8-ми томах, т. 3, М.- Л., 1960, с. 601.[]

Цитировать

Обухова, Э. Загадка блоковского «Коршуна» / Э. Обухова // Вопросы литературы. - 1989 - №12. - C. 200-209
Копировать