Загадка блоковского «Коршуна»
Стихотворение «Коршун» называют последним стихотворением А. Блока, хотя после «Коршуна» (1916) еще будут созданы «Двенадцать» и «Скифы». И все же «Коршун» – последнее; последнее, завершающее тот поэтический текст, который Блок назвал своей «трилогией». «Двенадцать» и «Скифы» – другие стихи, иной текст, иная стихия.
Из первого поэтического текста, того, что завершен «Коршуном», Блок отобрал стихотворения, из которых был составлен цикл «Родина». Почти все циклы Блока создавались в один временной отрезок и об одном. Для «Родины» временной отрезок являет собой важный этап творчества Блока. Речь идет даже не о том времени, когда создавались стихи цикла, хотя это большой период, половина творческой жизни поэта с 1907 по 1916 – девять лет; речь идет о том, что стихотворения цикла «Родина», каждое из них, выражают важнейшие события жизни души. Цикл «Родина» – это своеобразная система знаков, формула, все составляющие которой – стихотворения-величины. В этом цикле-формуле все значимо, все связано с целым: место каждого стихотворения в цикле, соотношения и соположение величин на разных уровнях восприятия, степень самостоятельности каждого стихотворения и связанности его со всем текстом. В таком цикле текст одного стихотворения расширяется главным образом за счет его расположения в цикле, за счет семантики места. «Коршун», которому не только случай, но и сам Блок, как бы подтверждая его финальную суть, отвел место в конце цикла «Родина», – стихотворение, конечно, особо значимое. При этом – стройность композиции и малость формы, лаконизм, как сказала бы Ахматова, «головокружительный».
«Коршун», по общему мнению, принадлежит к числу довольно ясных стихотворений Блока.
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. –
В избушке мать над сыном тужит:
«Нб хлеба, нб, нб грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. –
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Традиционное его прочтение примерно такое: «Стихотворение «Коршун» примыкает к тем многим произведениям Блока 1910-х годов, в которых ярко выразилась тема «испепеляющих» лет России. Им поэт завершил цикл «Родина». Вариант стихотворения действительно вошел в поэму1 (стихи 596 – 615 первой главы – III, 319); здесь птица, которая тужит о птенцах, терзаемых ястребами, как бы символизирует образ родины-матери, ее испытания в настоящем и будущем»2. Автор вышеприведенных строк и многие другие пишут о том, что стихотворение «Коршун» выделено из текста поэмы «Возмездие»3. Это означает, что «Коршун» синонимичен отрывку из «Возмездия», что это как бы отклоненный вариант. Действительно, тексты очень близки по словоупотреблению и синтаксису.
Отрывок из поэмы:
Встань, выйди пуутру на луг:
На бледном небе ястреб кружит,
Чертя за кругом плавный круг,
Высматривая, где похуже
Гнездо припрятано в кустах…
Вдруг – птичий щебет и движенье…
Он слушает… еще мгновенье –
Слетает на прямых крылах…
Тревожный крик из гнезд соседних,
Печальный писк птенцов последних,
Пух нежный пу ветру летит –
Он жертву бедную когтит…
И вновь, взмахнув крылом огромным,
Взлетел – чертить за кругом круг,
Несытым оком и бездомным
Осматривать пустынный луг…
Когда ни взглянешь, – кружит, кружит…
Россия-мать, как птица, тужит
О детях; но – ее судьба,
Чтоб их терзали ястреба.
Сопоставление текстов обнаруживает, что из двадцати одного слова первой части «Коршуна» (без служебных и словоформ) восемь, то есть почти половина, – общие с отрывком из поэмы. Кроме того, впечатление сходности укрепляется сохранением в обоих текстах деепричастного оборота, словосочетания «пустынный луг» и основных предикативных пар – «мать тужит» и «коршун кружит». Близость словоупотребления притягивает к «Коршуну» аналогичную с отрывком трактовку, в поэме довольно ясную – двойная метафора: хищник и жертва отражают метафору «Россия-мать тужит о детях», а в контексте поэмы метафоричен весь отрывок, введенный в текст «Возмездия» в связи с появлением образа отца:
Но скоро пробил час туманный –
И в нашу дружную семью
Явился незнакомец странный.
А после в поэме: «Встань, выйди поутру на луг…» и т. д.
Таким образом, прочтение «Коршуна» как произведения о трагической судьбе России и ее детей по аналогии с отрывком из поэмы на первый взгляд не вызывает сомнения. Однако кроме сходных элементов в текстах есть существенные отличия. Основное отличие, по которому тексты могут быть принципиально разведены, – это разные центры метафоры: коршун и ястреб. Поскольку они воспринимаются синонимично, то разница может показаться чисто внешней. Между тем ястреб и коршун обозначают разное и могут даже стать символами противоположного.
О том, что «коршун» для Блока символ с особым значением, а не буквальная метафора, говорит прежде всего то, что слово это вынесено в название. Финальное стихотворение цикла «Родина» странно было бы назвать словом, символизирующим враждебные России силы, и не логичен был бы их вывод на передний план. Проблема названия у Блока возникала в связи со многими произведениями. Стихи, публикуемые сейчас без названия, прежде могли их иметь – и разные. Заметна тенденция Блока к уходу от конкретности, отказу от названия вообще. Тем значительней, что «Коршун» получил свое название сразу и Блок его сохранил.
В стихотворении «Коршун» два в одинаковой степени важных образа: мать и коршун.
- Речь идет о поэме «Возмездие».
[↩]
- И. А. Ревякина, Из творческой истории поэмы «Возмездие». – В кн.: «Литературное наследство», 1987, т. 92, кн. 4. «Александр Блок. Новые материалы и исследования», с. 640.[↩]
- См. комментарий В. Орлова в кн.: Александр Блок, Собр. соч. в 8-ми томах, т. 3, М.- Л., 1960, с. 601.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №12, 1989