№12, 1990/Хроника

За соловецким занавесом

В душе каждого, кто узнал о трагической смерти Сергея Есенина, отозвалась она болью. Она отозвалась по «всей Руси великой», достигая самых потаенных уголков ее. Достигла эта весть и Соловков, где в Соловецкой тюрьме особого назначения ОГПУ томились московские поэты.Поскольку Соловки в зимнее время были фактически отрезаны от материка, то горестная весть пришла сюда в конце января 1926 года вместе с очередной почтой, доставленной на лодках через Белое море от Кеми.По инициативе Бориса Глубоковского, бывшего в то время режиссером Соловецкого лагерного театра и отбывавшего на острове тюремное заключение за свое вольнодумство, в феврале 1926 года культурно-воспитательной частью I отделения СЛОНа был проведен вечер памяти С. Есенина.В нем, как сообщала газета «Новые Соловки»,»примут участие лучшие артистические силы Соловков и находящиеся здесь поэты – бывшие члены Всероссийского союза поэтов. Вечер будет носить интимный характер. Доклад о творчестве безвременно погибшего поэта прочтет Глубоковский» 1.Б. Глубоковский до революции написал «Трагическую повесть в XIV главах», в которой рассказывалось о жизни группы богемной московской молодежи. Правда, опубликована она была только в 1918 году. За этой повестью последовала пьеса для детей «Как Федюшка пионером стал»(1925). В том же году «вольный»период творчества Глубоковского закончился, и он был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения на пять лет как социально вредный элемент.Глубоковский хорошо знал Есенина, его некролог, опубликованный в газете «Новые Соловки»от 7 февраля 1926 года, проникнут искренним сожалением о безвременном уходе поэта из жизни.Б. Глубоковский понимал, что среди заключенных, для которых предназначалась газета «Новые Соловки», есть люди, недостаточно хорошо знающие биографию погибшего поэта, поэтому в некрологе он бегло рассказал ее:»Сергей Есенин – крестьянин Рязанской губернии, родился в 1895 г. Писать он начал очень рано, в 1911 г., его стихи заставили говорить о себе. Но развился, загорелся ярким самоцветным пламенем творчества он лишь в революцию».

Важно было познакомить читателей хотя бы с основными произведениями Есенина, и потому в некрологе читаем:»Буйная Русь – Русь Степана Разина и Емельяна Пугачева, Русь великая в необузданном гневе, Русь златокудрого Сергея Есенина. Есенин весь от этой мужицкой революции.

Его поэмы «Преображение»и особенно «Кобыльи корабли»– величественные и несравненные, как мощный взмах, образы Великого Бунта.

Есенин глубоко национальный поэт. Он любил Русь скудных деревень, Русь батрацкую, Русь мужицкую.

Ой, ты, Русь моя, малая родина.

Сладкий отдых в шелку купырей».

Б. Глубоковский выразил в некрологе свое отношение к смерти поэта:

  1. »Новые Соловки», 7 февраля 1926 года. []

Цитировать

Белоконь, А. За соловецким занавесом / А. Белоконь // Вопросы литературы. - 1990 - №12. - C. 357-358
Копировать