Не пропустите новый номер Подписаться
№1, 2016/Книжный разворот

Юрий Борев. Энциклопедия эстетики. Теория литературы и теория искусства

Юрий Б о р е в. Энциклопедия эстетики. Теория литературы и теория искусства. А–Я. М.: Фонд Исмаила Ахметова, 2015. 784 с. 1219 ил.

Громадный том энциклопедического формата, содержащий больше тысячи великолепных цветных иллюстраций и еще большее количество статей, создан всего одним человеком — известным литературоведом и философом Юрием Борисовичем Боревым, недавно отметившим свое 90-летие.

Весьма объемистая книга приближается по своей уникальности и культурному значению к выдающимся «личным» словарям В. Даля, С. Венгерова, М. Фасмера.

Новая энциклопедия насыщена разнообразнейшими материалами и понятиями мирового искусства и мировой литературы. Конечно, много статей посвящено установившимся терминам и знакомым лицам. Если сведения краткие, то это обычный словарный жанр — сухой и лаконичный. Но стоит автору хоть чуть-чуть расширить объем статьи, как содержание и стиль становятся живыми, совсем не академически сухими. Вот окончание статьи «Интеллигент»: «Во время похода в Египет армия Наполеона неожиданно была атакована неприятелем, полководец скомандовал: «Ослов и ученых в середину!» — он хотел сохранить самое ценное в своем экспедиционном корпусе: ослов, являющихся транспортным средством, и ученых, являющихся средством познания. Главная беда России, как известно, — дураки и дороги. Поэтому дай бог России побольше ученых, особенно интеллигентных, и ослов (ну или других, более современных транспортных средств, способных двигаться даже по все еще плохим дорогам)» (с. 223).

Автор также достаточно активно включает забавные устные («фольклорные») сведения об именитых деятелях: в статье «Рирпроекция» — об одобрении Сталиным мастерской скачки актера Грибова в кинофильме (на самом же деле он подпрыгивал на табурете), а в статье «Секс в искусстве» — про невежество Хрущева (спутал Фалька с Валькой).

Однако новизна заключается не только в живом стиле и байках-легендах. Очень много статей нам предложено вообще о неизвестном или малознакомом. Даже человек относительно сведующий целыми страницами встречает новое. Вот наугад: Ри, Риги, Рид Герберт, риджионализм, ризома, Рикер Поль… Я в виде эксперимента опросил десяток коллег: что такое дефамилиаризация. Ни один не знал. Я раньше тоже не знал…

Немало статей было бы просто невозможно в наших энциклопедиях цензурного времени: «Гендерное восприятие красоты», «Интеллигентский фольклор», «Третья волна эмиграции», «Ужасное и прекрасное в советской жизни и искусстве». Последняя статья выделяется хорошим социально-политическим пафосом. Стоит вообще отметить расширение эстетической и литературоведческой проблематики, например обильное включение религиозных аспектов: «Христианское искусство и эстетика», «Православное искусство и эстетика», «Католицизм и искусство», «Ислам и искусство», «Иудаизм и искусство», «Буддизм и искусство», «Синтоизм и искусство».

Творчески энергичный ученый не мог не ввести в энциклопедию и свои собственные новаторские понятия и термины. Среди 27 статей на «Художественн…» мы встречаем шесть, посвященных новым терминам Ю. Борева: «Художественный знак времени», «Художественный знак национальной характерности», «Художественный знак рецепционного ожидания», «Художественный знак смысла произведения», «Художественный знак эмоционального воздействия и символики цвета», «Художественный знак этикета».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2016

Цитировать

Егоров, Б.Ф. Юрий Борев. Энциклопедия эстетики. Теория литературы и теория искусства / Б.Ф. Егоров // Вопросы литературы. - 2016 - №1. - C. 378-381
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке