Юрий Бит-Юнан, Давид Фельдман. Василий Гроссман: литературная биография в историко-литературном контексте
Юрий Бит-Юнан, Давид Фельдман. Василий Гроссман: литературная биография в историко-литературном контексте. М.:НЕОЛИТ, 2016. 248с.
Вторая книга Ю. Бит-Юнана и Д. Фельдмана — об одном из самых значительных советских писателей. В первом томе («Василий Гроссман в зеркале литературных интриг», 2016) речь шла о детстве и юности будущего прозаика, пробуждении в нем писательского дара, а также — о политических и литературных интригах, которые окружали его в 1940—1950-е годы.
Новая монография сконцентрирована вокруг интриги, связанной с арестом романа «Жизнь и судьба». Авторы привлекают голоса современников, анализируют мемуарные свидетельства и следят за критической рецепцией.
Начинается «литературная биография» с возвращения в 1953 год, когда в советской прессе развернулась антигроссмановская кампания. Авторы по казывают, что опала была скорее случайной, чем закономерной, — спустя четыре месяца Гроссман «вовсе не гонимый, а вновь авторитетный прозаик» (с. 6), с публикациями и госнаградами. Вручение ордена Трудового Красного Знамени «за заслуги в области художественной литературы» они трактуют как поражение Гроссмана-писателя, который согласился на подачку после череды унижений.
К этому времени Гроссман полностью утратил иллюзии относительно советского строя. Его «обвинительной речью» стала «Жизнь и судьба». К работе над книгой писатель приступил еще в сталинское время, понимая, что «роман, где игнорируется официальный идеологический дискурс, <в СССР> не будет опубликован» (с. 15). После XX съезда КПСС опасность ареста самого Гроссмана сводилась к минимуму. Однако примеры В. Дудинцева («Не хлебом единым») и Б. Пастернака («Доктор Живаго») показывали: возможны и запрет на публикацию, и полномасштабная травля в прессе.
Случилось небывалое: арестовали рукопись.
Со второй части и до конца моно графии Бит-Юнан и Фельдман по следовательно корректируют воспоминания С. Липкина. При чем обращаются к нему на столько часто, что мемуарист становится вторым главным героем книги (а это ставит перед автора ми новую задачу — демифологизировав образ Гроссмана, написать биографию писателя, которая не напоминала бы поле литературных сражений).
Вот только один из примеров. Липкин утверждает: после 23 мая 1960 года, когда Гроссман подписал договор о публикации «Жизни и судьбы» в «Знамени», «началась пытка ожиданием <…> Шли за неделей неделя, за месяцем месяц <от журнала> ни звука» (с. 77). На самом деле — поправляют Бит-Юнан и Фельдман — Гроссман «не ждал ответ через неделю, месяц или два после заключения договора. Потому что рукопись еще не передал <главному редактору> Кожевникову» (с. 77) — это произошло в октябре 1960 года. А уже в декабре Гроссмана вызвали на заседание редколлегии, а роман объявили враждебным. Все это подтверждено документально.
Претензий к Липкину, действительно, много. Однако некоторые излишне пристрастны — так бывает, когда на волне неприятия начинаешь придираться буквально ко всему. Биографы пишут: «В липкинской версии арест романа «Жизнь и судьба» обусловлен доносом Кожевникова. Тогда уместен вопрос, почему «самый близкий друг Гроссмана», всегда такой проницательный, не предотвратил такой итог» (с. 75). На мой взгляд, вопрос неуместен, во всяком случае в научном издании.
Порой складывается впечатление, что Липкин для биографов — личный оппонент. Отсюда не вполне академические выражения:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2018