№5, 2018/Книжный разворот

Е. Толстая. «Игра в классики». Русская проза XIX–XX веков

Е. Толстая. «Игра в классики». Русская проза XIX–XX веков. М.: НЛО, 2017. 504 с.

В книге три части: о «Накануне», о «Войне и мире» и «Статьи и разборы».

Часть о Тургеневе не разделена на две половины, как работа о Толстом, но, кажется, это деление существует внутри текста. Объединяющий подзаголовок – «превращения романтизма» – более, на мой взгляд, относится к первой половине (главы 1–5), рассказывающей о русской страсти к громоздким и бескорыстным пейзажным зарисовкам, о том явлении, которое называется жестким словом «жорж-сандизм», а также о гоголевских аллюзиях.

Через разговор о пейзажах, стиле и венецианских романтических аллюзиях («Любой заурядно «натуралистический» штрих в любой момент может обратиться у Тургенева в мифопоэтический сигнал», с. 32) автор подбирается к основной теме – загадочному разрешению сюжета.

Только в худших образцах советского литературоведения с простодушной легкостью решался вопрос о концовке: смерть Инсарова необходима, так как это последний необходимый аккорд в «становлении личности» Елены; или другой вариант – Тургенев не мог, не умел показать действующего героя. Эти «догадки» варьируют объяснение Писарева по поводу смерти Базарова – Тургенев убивает его, потому что не знает, что с ним делать. Но Инсаров совершенно однозначный герой. Даже смерть не способна оборвать траекторию его пути, и Елена уже с гробом Инсарова продолжает держать курс на Болгарию. Кроме того, если Тургеневу необходимо было убить героя, то почему нельзя было это сделать как-то иначе, а не с помощью любящей и преданной женщины? И к чему этот контраст между чахнущим Инсаровым и физически расцветающей Еленой?

Загадочен «вампиризм» (главка «Вампиризм Елены»), этой самоотверженной и высокой героини. Сюжетно роман разрешается «сентиментально-мучительным саспенсом» (с. 103), декорацией которого в последнем акте становится Венеция, а музыкальным сопровождением – «Травиата». Вывод Толстой следующий: «Сильная женщина шла наперекор судьбе, навязывала свою любовь человеку» (с. 105), взяла не свое, и в этом ее вина. Остается добавить, что здесь, возможно, пригодились бы еще статьи М. Гершензона и Ю. Лотмана, обсуждающие сюжет «Накануне», но, так или иначе, уже за одно точное и без обиняков данное определение – вампиризм – стоит сказать спасибо.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2018

Литература

Алданов М. Сочинения в 6 кн. / Под общ. ред. А. Чернышева. Кн. 6: Ульмская ночь. М.: Новости, 1996.

Бицилли П. М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого // Бицилли П. М. Трагедия русской культуры. М.: Русский путь, 2000. С. 177–203.

Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы 1848–1898 гг. СПб.: Ф. Павленков, 1900.

Цитировать

Виноградова, Е.Ю. Е. Толстая. «Игра в классики». Русская проза XIX–XX веков / Е.Ю. Виноградова // Вопросы литературы. - 2018 - №5. - C. 396-401
Копировать