№10, 1975/Хроника

Юбилейная конференция

Задачи, встающие перед советским обществом в эпоху развитого социализма, делают необходимым постоянное обращение к историческому опыту социалистического строительства, к тем ценностям, завоеваниям и традициям, которые социалистическая культура накопила за более чем полувековой путь нашего государства. В этом опыте, имеющем всемирно-историческое значение, особая роль принадлежит решениям и постановлениям Коммунистической партии по вопросам культуры.

К числу таких документов относится Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года.

Опираясь на коренной принцип партийного руководства литературой, рассматривая ее как «часть общепролетарского дела», Резолюция реализовала важнейшие положения ленинского плана культурной революции, много внимания в Резолюции уделено необходимости привлечения и перевоспитания старой интеллигенции, постепенно переходящей на позиции социализма, и одновременно – необходимости формирования новой, из среды рабочих и крестьян.

Историческому значению этой Резолюции ЦК РКП(б) и ее современным аспектам была посвящена юбилейная конференция, прошедшая в ИМЛИ.

Открывая конференцию, В. Щербина отметил, что Резолюция определила ряд важнейших моментов литературной политики партии, которые получили творческое развитие в последующие периоды истории советской литературы. Раскрыв несостоятельность всякого рода вульгарных и односторонних представлений о классовой борьбе в литературе, партия наметила пути сплочения писателей вокруг задач построения социализма. Это получило дальнейшее развитие в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» и выразилось в создании единого Союза советских писателей СССР.

В. Щербина подчеркнул многоаспектность проблематики Резолюции, которая содержит серьезнейшие историко-теоретические положения, обобщившие опыт советской литературы, ее стремление к художественному многообразию.

Из положений Резолюции можно было сделать дальнейшие выводы о развивающейся природе нового творческого метода.

Далее докладчик охарактеризовал выдвинутую Резолюцией задачу: «обратить усиленное внимание и на развитие национальной литературы в многочисленных республиках и областях нашего Союза». Расцвет литератур народов СССР – наглядное подтверждение успехов партийного руководства в сфере художественного творчества.

Основная идея Резолюции – идея единства, выразившая самую насущную потребность литературного развития, сказала Н. Дикушина, выступление которой было посвящено истории подготовки этого исторического документа. Принятию Резолюции предшествовала большая работа Агитпропотдела и Отдела печати ЦК РКП(б) по изучению литературной жизни первой половины 20-х годов, о чем свидетельствуют сохранившиеся в ЦПА ИМЛ документы.

В молодой советской прозе и поэзии все отчетливее намечались некоторые общие тенденции, позволявшие говорить о складывавшемся единстве. Между глубинным движением советской литературы к единению и литературной борьбой в критике и журналистике, достигшей апогея в 1923 году, когда начал издаваться журнал «На посту», существовало очевидное противоречие.

Выдвинутая партией задача сплочения писателей отнюдь не означала унификации литературы, о чем постоянно твердили и твердят наши идейные противники, начиная от «веховцев» до современных буржуазных советологов. Речь шла о едином, целостном мировоззрении, на почве которого могли возникать самые разные, непохожие друг на друга литературные дарования. Говоря словами А. В. Луначарского, принимавшего активное участие в подготовке Резолюции, нам была «нужна широкая, цветущая и многообразная литература». Из этого и исходила партия в своем решении.

Н. Дикушина характеризует документы, позволяющие осмыслить Резолюцию как закономерное звено в общепартийной и государственной политике, – решение XII конференции РКП(б) «Об антисоветских партиях и течениях», материалы совещания в Отделе печати ЦК 9 – 10 мая 1924 года, Резолюцию XIII съезда партии «О печати», а также работу комиссии ЦК РКП(б), образованной в феврале 1925 года под председательством И. Варейкиса для подготовки этого важнейшего партийного документа.

Выступившие затем Е. Краснощекова, О. Смола и С. Коваленко, обратившись к материалу литературного движения 20-х годов, к конкретным именам и отдельным произведениям тех лет, показали, насколько отвечала глубинным эстетическим чаяниям и стремлениям ведущих советских прозаиков и поэтов выраженная в Резолюции идея художественного многообразия советской литературы.

В письме к совещанию, проходившему при Отделе печати ЦК РКП(б) в мае 1924 года, подписанном так называемыми «попутчиками», среди которых фигурировали крупнейшие мастера советской литературы (С. Есенин, А. Толстой, М. Пришвин, Вс. Иванов, В.

Цитировать

От редакции Юбилейная конференция / От редакции // Вопросы литературы. - 1975 - №10. - C. 300-305
Копировать