Ю. В. Доманский. Вариативность драматургии А. П. Чехова
Автор этой монографии, как и многие другие до него, исходит из того, что «драма Чехова – новый этап истории театра <…> Чехов открыл XX век, но и XX век обогатил наследие Чехова новыми смыслами, увеличил вариативные возможности чеховской драмы» (с. 40). С этим не поспоришь. Да и какие только «вариативные возможности» не увеличил прошлый век…
В первой главе, анализируя пьесу-речь и отношения разных действующих лиц к одному выбранному для анализа персонажу, автор показывает, как можно очертить вариативный потенциал этого персонажа. Для образа Маши Шамраевой из «Чайки» («той, что пьет») спектр характеристик таков: тоска, печаль, страдание, странность и нелогичность. По мнению Ю. Доманского, в этом образе контаминируются «несоотносимые, казалось бы, характеристики», «парадоксально» сочетаются «высокий трагизм и низменные физиологические потребности» (с. 22). Внешняя доминанта образа (мотив пития) после анализа вовсе таковой не оказывается, а заключается она (доминанта) «в ее отсутствии, которое подчеркивает многозначность чеховского образа» (с. 26).
По мнению Доманского, актер обычно акцентирует внимание на какой-либо одной из граней образа, «не предусматривая возможного синтеза их» (с. 47). Потому «при акционализации актер самим способом бытия своего искусства обречен на то, чтобы делать из персонажа что-то более-менее однозначное…» (с.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2007