№2, 2005/Книжный разворот

Якоб Буркхардт. Размышления о всемирной истории; Конрад Бурдах. Реформация. Ренессанс. Гуманизм

С тех пор как полтора десятка лет назад мы бросились повышать уровень нашей гуманитарной образованности за счет переводов с других языков, миновали уже два отчетливых этапа. Сейчас мы пребываем в третьем. Первый был быстротечным и торопливым. На новые переводы, чтобы удовлетворить спрос, времени не было. Переиздавали старое – из дореволюционного прошлого, из 20-х годов, не всегда успевая исправить ошибки переводчиков, дать самые необходимые примечания, порой ограничиваясь простодушным репринтом. На втором этапе гуманитарная классика уступила место современной моде – постструктурализму, деконструкции… Лидеров этих движений перевели чуть ли не полными собраниями. Сейчас ими пресытились. Пришло время вспомнить о книгах классических.

К их числу относятся и труды двух ученых, чьи имена чаще всего вспоминают в связи с эпохой Возрождения. Швейцарец Буркхардт – ее первооткрыватель. Немец Бурдах – один из тех, кто, восприняв идею, выступил с ее уточнением как продолжатель и оппонент. Впрочем, – и это важно – Буркхардт предстает теперь не как историк одной эпохи, а как сторонник концепции «всемирной истории», в контексте которой для него и возникла мысль о возрождении как о своего рода механизме культурной эволюции.

Если быть точным, под одной обложкой появились две книги Буркхардта. Первая, давшая свое название всему изданию – «Размышления о всемирной истории», – сложилась в 1868 – 1871 годах в виде курса лекций и впервые увидела свет после смерти ученого в 1905 году. За нею традиционно печатаются «Фрагменты из наследия», относящиеся к разным эпизодам мировой истории.

Для публикации «Фрагментов» с отдельных листков, на которых Буркхардт выписывал цитаты к лекциям и собственные к ним замечания, были отобраны те, которые «сам автор отметил печатью личностно окрашенных и более или менее завершенных формулировок» (с. 241). Моменты истории окрашены личностью великих людей, а отдельные портреты впечатляюще изобразительны. Французский поход в Италию в 1494 году (после чего вся Европа вступила в период трагического Ренессанса) определен как усталость Франции от предшествующего правления, как будто при Карле VIII она спешила «вознаградить себя за терпкую прозу Людовика XI» (с. 330).

В качестве пояснительного комментария к деятельности персонажа одной эпохи предлагается нечто из другого времени – нам более близкого. Английский король Ричард III не злодей, а всего лишь Робеспьер Йоркского королевства, поскольку, перебив Йорков, поступил с ними, как Робеспьер с другими республиканцами, «которые не преклонялись перед его пониманием республики» (с. 321). И уж совсем актуальной современностью сквозит от другого определения того же короля: «Ричард – не чудовище, а террорист» (с. 320), хотя Буркхардт явно вкладывал иной смысл в это слово, имея в виду создателя системы политического террора.

Таков метод Буркхардта, создавший ему славу великого историка культуры. Какова его концепция?

В предисловии к «Фрагментам» издателем (племянником ученого) была изложена история лекционных курсов, читанных Буркхардтом по мировой истории и истории искусства. На первом этапе интерес ученого был сосредоточен на Средних веках. Грандиозный замысел охватывал эпоху от падения Рима, но из запланированных исследований были созданы и опубликованы при жизни лишь два, относящиеся к самому началу и к самому концу периода:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2005

Цитировать

Шайтанов, И.О. Якоб Буркхардт. Размышления о всемирной истории; Конрад Бурдах. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2005 - №2. - C. 352-355
Копировать