Вторжение в действительность
Среди жанров художественной литературы, которые особенно ценит современный читатель, должна быть названа публицистика. Термин этот не обладает четкой научной определенностью, ясно очерченными границами, но всем понятно, что речь идет о непосредственном писательском вторжении в жизнь, о воздействии на действительность средствами слова, о познании ее общественным и научно-художественным образом. «Вопросы литературы» уже не раз обращались к животрепещущим проблемам публицистики. Напомню хотя бы о большой дискуссии на страницах журнала в 1970 году, получившей многочисленные отклики на писательских собраниях и встречах, а также в периодике. Жизнь не стоит на месте, и вновь возникает необходимость окинуть взором сделанное публицистами, подвести некоторые итоги, сделать наметки на ближайшее будущее. Нет сомнения в том, что нам еще не раз придется возвратиться к беспокойной жизни оперативного жанра литературы…
К публицистическому слову ежедневно обращаются миллионы. Они ищут в публицистике ответы на самые насущные вопросы политического и материального бытия, жаждут узнать, каков сегодня мир, чем он отличается от вчерашнего и какие радости, заботы, огорчения и подарки принесет день завтрашний. Публицистическое слово производит бесконечную и самую разнообразную работу. Оно рассказывает о только что прожитом и пережитом, осмысляет и переосмысляет былое, утверждает новое и отрицает отжившее, предугадывает грядущее. Его руки не чураются никакой работы. Они помогают варить сталь и пахать поля, создавать корпуса новых заводов и жилых массивов, направлять в невидимое микроскопы, создавать умные машины, делать хирургические операции. Художественная публицистика постигает все новые и новые сферы действительности, посещает и такие области, в которые ранее ее нога не ступала. На наших глазах, например, родилась публицистика космической эры, делающая первые шаги, чтобы художественно-философски осмыслить мир «вне Земли» и увидеть в нем человека, одаряющая миллионы читателей возможностью ощутить радость прикосновения к звездам. Год от году публицистика все больше обращается к новым процессам и явлениям жизни, к проблемам, возникающим в ходе строительства новой жизни. Публицистика год за годом создает красочную летопись времени, с большой фактической и художественной убедительностью раскрывает облик эпохи, показывает, что на непроторенном пути мы познали радость больших побед и горечь утрат. Публицистика, вбирая в себя опыт разных национальных культур, отражает своеобразие пути, пройденного нашей страной за последние полвека.
В пору грандиозных сдвигов и свершений литературно-критическая мысль заново обращается к традициям публицистики, выделяя в них то, что сегодня насущно необходимо современности. Возвращается не для того, чтобы повторять пройденное, а затем, чтобы, опираясь на сделанное предшественниками, видеть с вершины наших дней ближние и дальние горизонты.
Перелистывая страницы еще не остывшего былого, вспомним, какой превосходной и поучительной школой публицистического мастерства был горьковский журнал «Наши достижения». Как известно, вокруг этого журнала сформировался и вырос талантливейший Отряд писателей-публицистов, которому удалось сделать необычайно многое для читателей всей страны – активных, деятельных преобразователей жизни. Опубликованная несколько лет назад переписка Максима Горького с редакцией «Наших достижений» говорит о том, какое огромное воспитательное и эстетическое значение придавал писатель пропаганде того, что «достойно похвалы». Горький настойчиво подчеркивал, что надо показывать не только конечные результаты человеческой мысли и опыта, но и вводить читателя в процесс работы, рисуя постепенное преодоление трудностей и поиски верного метода. Как бы отвечая на возможные упреки в литературном приукрашивании действительности, Горький полемически писал:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973