№3, 1971/Литературная жизнь

Вторая международная конференция по советской детской литературе

Советская детская литература давно привлекает внимание зарубежных читателей. С каждым годом все больше произведений советских писателей для детей переводится и издается в разных странах мира.

Ярким свидетельством глубокого научного интереса к истории советской детской литературы и ее опыту являются международные научные конференции, которые проводятся Грейфсвальдским университетом в ГДР. Первая такая конференция была организована в октябре 1966 года, вторая состоялась в октябре 1970 года.

«Человек и общество в советской детской и юношеской литературе» – такова была основная тема этой конференции. В работе конференции участвовали профессора и преподаватели Грейфсвальдского университета имени Эрнста Морица Арндта, Лейпцигского университета имени Карла Маркса, университета имени Мартина Лютера в Галле, Дрезденского, Лейпцигского и Потсдамского педагогических институтов, Института повышения квалификации преподавателей русского языка в Шверине, студенты старших курсов славянских отделений университетов и пединститутов, работники детских и юношеских издательств и учителя средних школ ГДР, а также представители Болгарии, Польши, Советского Союза.

Конференцию открыл директор секции славистики Грейфсвальдского университета К. Габка. Приветствуя собравшихся, он говорил о задачах конференции, призванной сыграть важную роль в укреплении германо-советской дружбы, в дальнейшем расширении и углублении исследований в области советской детской литературы, являющейся могучим средством воспитания современной немецкой молодежи.

К. Рунге (Грейфсвальд) подробно рассказал о состоянии изучения советской детской литературы в ГДР, о ее преподавании в университетах, педагогических институтах и средних школах; докладчик отметил, что в таких городах, как Грейфсвальд, Потсдам, Лейпциг, Дрезден, сложились уже целые научные коллективы, занимающиеся исследованием советской детской литературы.

На конференции было обсуждено 22 доклада. Наряду с глубоким литературоведческим анализом фактов и явлений советской детской литературы в них раскрывалось идейно-эстетическое воздействие произведений, их воспитательное значение. Наиболее характерным в этом плане являлось выступление З. Короза (Дом детской книги, Москва). В докладе были проанализированы основные тенденции развития советской детской литературы ваших дней. Внимание к духовной жизни ребенка, интерес к его психологии, исследование зарождающейся и непрерывно возрастающей его гражданской активности – вот что отличает советскую детскую книгу наших дней.

Те же мысли были развиты в докладе Ф. Сетина (Московский государственный институт культуры) на тему: «Советская биографическая повесть для детей (Вопросы методологии, формирования жанра и типологии)».

Естественным продолжением предыдущего доклада явилось выступление Б. Нимейер (Грейфсвальд), которая проанализировала советские прозаические произведения для детей о В. И. Ленине, переведенные на немецкий язык, показала их влияние на школьников ГДР.

Изображению Великой Отечественной войны советского народа в современной детской литературе посвятил свое выступление Альдер (Дрезден).

Н. Людвиг (Потсдам) говорила о роли и функции образа взрослого героя в советской детской и юношеской литературе.

Развитию советской лирической поэзии для детей посвятил свое выступление И.

Цитировать

Сетин, Ф. Вторая международная конференция по советской детской литературе / Ф. Сетин // Вопросы литературы. - 1971 - №3. - C. 248-249
Копировать