Встреча советских и румынских литераторов
«Образ современника в произведениях советских и румынских писателей» – этой проблеме была посвящена дискуссия, которая проходила в Москве совместно с румынскими литераторами. Румынская делегация была представлена Т. Утаном, одним из крупнейший поэтов, главным редактором «Газеты литерарэ» (глава делегации), известным драматургом П. Эверакош, прозаиком Д.-Р. Попеску, членом Правления Союза писателей Румынии, романистом Н. Циком, критиком Д. Мику, членом правления СП и преподавателем университета.
В дискуссии участвовали многие советские писатели и критики: А. Штейн, А. Салынский, Г. Бакланов, Ю. Трифонов, В. Озеров, А. Бочаров, И. Друцэ, Э. Радзинский, Ю. Эдлис и др.
Говоря о все развивающихся контактах литератур стран социалистического лагеря, В. Озеров во вступительном слове подчеркнул: «Уже сложился опыт развития социалистической литературы в разных странах, во многом близкий друг другу. В этом опыте есть какие-то существенные нюансы и отличия, есть и общие черты. И об общих проблемах и об этих нюансах интересно узнать.
Мы уже научились спорить по конкретным проблемам литературы. Это хорошие споры. Они возможны между товарищами, которые уважают друг друга и хотят добиться общих целей. Думается, что всякая дискуссия полезна, особенно если она преследует позитивные цели. А такие цели и ставит сегодняшняя встреча».
Доклад о проблеме положительного героя в советской литературе сделал А. Бочаров.
«Я не буду перечислять качества современного положительного героя, – сказал он, – ясно, что они будут самые лучшие, – ведь социализм предполагает расцвет всех дарований.
В то же время наша литературная общественность выступает против, по справедливости сказать, редких попыток утвердить вульгаризаторскую теорию так называемого «идеального героя». Конечно, социалистическая литература не может существовать без героев, в которых выражены все лучшие человеческие качества. Постигая жизнь в ее ведущих тенденциях, писатель непременно должен прийти к изображению таких героев, ибо такова в конечном счете правда самой жизни. И весь опыт советской литературы подтверждает это…
Черты современника не существуют как набор прописных добродетелей, а находятся в сложном переплетении, в борьбе с отживающим, в развитии.
Но разговор о сложности героя, – говорит далее А. Бочаров, – не должен увести нас от разговора о ведущем герое эпохи…
Один из важных вопросов нашей сегодняшней дискуссии – о многообразии человеческих типов эпохи и о том, как литература замечает и подчеркивает главные черты эпохи социализма. Как соединить многообразие и единство, разнообразие и ведущие идеи, богатство жизни и главное ее содержание? И видимо, не только перед нашей литературой, но и перед литературой других социалистических стран остро стоит вопрос о продуманной концепции целой эпохи, ибо только здесь таится ответ о чертах главного ее героя…
И еще один вопрос, который, на мой взгляд, связан с проблемой нормативности: проблема нравственных оценок образов и ситуаций – одна из важнейших для нашего искусства и в борьбе с натурализмом, и в борьбе с объективизмом.
Искусство социалистического реализма свободно в выборе самых различных персонажей не потому, что оно всеядно, а потому, что может дать каждому из них, порой вне зависимости от чисто сюжетного исхода его судьбы, нравственную оценку.
Одна из проблем, которую решает сегодня наша литература и в борьбе с приукрашиванием человека, и в борьбе с дегероизацией его, – это проблема реалистического изображения простого человека.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.