Все о Сенчине. В лабиринте критики
Все о Сенчине. В лабиринте критики / Сост. и предисл. Вячеслава Огрызко. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
Преждевременно! Именно это слово-приговор произносят (или, во всяком случае, думают) все как один литераторы, когда впервые видят сборник критических статей о сорокалетнем прозаике Романе Сенчине. Действительно, кажется, еще никто из ныне живущих писателей не удостоился чести держать в руках прижизненный сборник критических отзывов о себе. История литературы подобные примеры, конечно, знает: вспомним хотя бы сборник избранных статей о Ф. Сологубе, составленный А. Чеботаревской в 1911 году, или сборники о современных писателях, которые выпускало издательство «Academia» в 1920-1930-х (например: Борис Пильняк. Статьи и материалы. Л.: Academia, 1928). Но то были небольшие скромные книжицы, а здесь неприлично огромный, почти энциклопедического формата, том.
Статьи в сборнике даны в хронологическом порядке и образуют пять разделов. В каждом разделе на первый план выступают одно-два наиболее значимых для периода произведения и какая-либо «проблема творчества» Сенчина.
Раздел «1997-2001»: первые журнальные публикации, книга рассказов и повестей «Афинские ночи», резкие оценки критики. Например, уничтожающая характеристика А. Агеева: Сенчин — это «Смердяков, который вдруг почувствовал в себе литературный дар» (с. 41).
Раздел «2002-2004»: повести «Минус» и «Вперед и вверх на севших батарейках», а также начало острой десятилетней полемики о «новом реализме», манифестированном Сенчиным и С. Шаргуновым на Форуме молодых писателей в Липках.
«2005-2008»: повесть «Лед под ногами», рассказ «Чужой» (далеко не лучший, зато очень репрезентативный), о котором на мастер-классе критики липкинского Форума состоялась большая дискуссия, позже опубликованная в журнале «Континент» (2005, № 125).
«2009-2011»: огромный резонанс романа «Елтышевы» и вытекающий из него разговор о положении в современной русской деревне и о «деревенской прозе».
«2012-2013»: «московские тексты» Сенчина — роман об офисном мидл-классе «Информация», повесть «Чего вы хотите?» о «белоленточном движении» переходного политического момента 2011-2013 годов.
Главными предметами критических оценок на протяжении 15 лет оставались социальная тематика и депрессивная тональность прозы Сенчина. Образ писателя, назойливо бубнящего о социальной деградации, проступает уже в заголовках статей: «В чужом пиру похмелье», «Погружение в пустоту», «Куски негероической жизни», «Русский фарш», «Новый соцпессимизм», «Серым по серому», «Певец уныния», «Прогулки трупа»… Вдохновитель русских реалистов Белинский, провозгласивший в 1841 году девиз «Социальность, социальность — или смерть!», мог бы ликовать, читая эти статьи. Большинство критиков принимают этот возрожденный социальный дарвинизм. Наиболее точно охарактеризовала его Н. Иванова: «Голосом Сенчина заговорила та незащищенная часть общества <…> которая оказалась выброшенной на обочину в результате сломов и изменений последнего десятилетия.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2014