№6, 2003/Публикации. Воспоминания. Сообщения

«Все чистейшее мошенничество и наглость». Неизвестные письма Сухово-Кобылина

Неизвестные письма А. В. Сухово-Кобылина

к министру двора графу И. И. Воронцову-Дашкову

и императору Александру III

 

В Российском государственном историческом архиве нами найдено неизвестное прошение А. В. Сухово-Кобылина к императору Александру III.

«Всемилостивейший Государь.

В Июле месяце 1855 года была мною представлена в Дирекцию ИМПЕРАТОРСКИХ театров моя пиэсса «Свадьба Кречинского» вместе с собственноручным моим заявлением, что я отдаю ее на поспектакльную плату, причем было выражено, по вопросу для меня постороннему, мое согласие на постановку ее в бенефис актера Шумского. С тех пор я, проживая постоянно в моих имениях, не имел сношений с Дирекцией и никаких изменений супротив этого моего заявления не делал. Пиэсса имела успех неожиданный. Первые двадцать представлений прошли полным сбором. 32 года держится она на русской сцене; 272 раза играна на сцене Императорских театров и принесла Дирекции 200 тыс. р. Тысячи раз игралась она и теперь играется во всех концах России, и потому «Свадьба Кречинского» стала народным достоянием.

Довольно времени спустя после дебюта моей пиэссы касса ИМПЕРАТОРСКИХ театров отказала мне в выдаче поспектакльных денег, – вследствие чего я обратился к Директору с требованием оказать мне мое вышеупомянутое заявление. Заявления не нашлось. Оно бесследно пропало и поднесь не отыскано. Раздраженный моими настояниями Директор выразил, свой отказ в выражениях, вызвавших между сторонами прискорбное столкновение, после которого я был принужден прекратить всякие сношения с Дирекцией и ждать момента, когда иные личности станут в голове Управления.

В 1881 году обратился я к Господину Министру Двора с тою же просьбою, а 22- го Февраля 1884 года ходатайство мое было отклонено, причем было указано, что решение основано на документальных данных.

Однако сущность дела в том и состоит, что у Дирекции этих документальных данных нет. У нее нет моего собственноручного заявления, без которого моя пиэсса не могла поступить в Дирекцию, – и у нее нет документа в том, что Шумский лично приобрел у меня мою пиэссу для своего бенефиса. Дирекция имеет в своих руках только один документ: это доклад Московской конторы от 31-го Августа 1855 года за N 1545, в котором прямо сказано, что пиэсса представлена автором с тем, чтобы она была принята на поспектакльную плату. Документ этот, исходя от противной стороны, составляет по закону полное доказательство в мою пользу.

Не смотря на таковую юридическую правильность моего иска, я до сей минуты не решался утруждать ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО просьбою о моем частном интересе, предпочитая бороться, не смотря на мои 70 лет, собственными силами с тяжким экономическим положением, постигшим землевладение.

Но судьба готовила мне новый удар.

27-го Августа сего 1887 года в моем присутствии сгорел почти весь урожай моего имения; он был не застрахован – и событие это поставило мои имения, заложенные в банках, на край погибели. Эта материальная крайность ныне вынудила меня всеподданнейше просить ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО восстановить мое авторское право на мою пиэссу, которое я никому и никогда не переуступал.

Всемилостивейший Государь! Еще недавно Вам благоугодно было со свойственной Вам щедростию наградить моего товарища по искусству А. Островского дарованием ему пожизненной пенсии. Я проникнут чувством глубочайшей признательности за таковое Высочайшее внимание к сценической литературе; но совместно с этим я имею и несомненное право надеяться, что если Островский получил таковой дар от щедрот Ваших, то тем паче могу я ожидать от правосудия Вашего Императорского Величества восстановления моей авторской собственности – которая есть священнейшая из всех собственностей, потому что моя пиэсса есть создание моего духа и духовная часть меня самого.

Вашего Императорского Величества

верноподданный

15 Декабря 1887 г. Александр Васильев Сухово-Кобылин,

отставной Титулярный Советник.

Оправдательные документы представлены в Комиссию Прошений. Жительство имею:

временное: в Петербурге, Европейская гостиница.

постоянное: Тульской губернии, Чернского уезда, в имении сельцо Кобылино» ## РГИА. Ф. 482. Оп. 2. Ед.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2003

Цитировать

Селезнев, В. «Все чистейшее мошенничество и наглость». Неизвестные письма Сухово-Кобылина / В. Селезнев // Вопросы литературы. - 2003 - №6. - C. 326-338
Копировать