№8, 1976/Советское наследие

Время великих свершений

Тема рабочего класса в нашей литературе – тема особой важности. Ее значимость определяется ведущей ролью рабочего класса во всех исторических, революционных, социальных преобразованиях общества.

КПСС, став в условиях развитого социализма партией всего народа, отнюдь не утратила своего классового характера и по природе своей была и остается партией рабочего класса. Это значит, что тема рабочего класса в искусстве неотторжима от темы партии. Мысль об этом органическом единстве не раз возникала в выступлениях участников Шестого съезда писателей.

Когда явление действительности исследуется художником с позиции идеологии рабочего класса – это и есть реальное выражение партийности искусства социалистического реализма. Можно сказать, что в нашей литературе нет крупного произведения, в котором не раскрывалась бы ведущая роль рабочего класса.

Каждый этап борьбы и созидания советского народа обозначен решающим подвигом рабочего класса. В его среде формируются характеры, исполненные тех духовных, нравственных качеств, которые оказывают свое определяющее влияние на все общество.

История нашего общества подтверждает величайшую правоту марксистско-ленинского учения о рабочем классе как ведущей революционной и созидательной силе. Как известно, советский рабочий класс блестяще продемонстрировал свою способность руководить обществом, строить социализм, коммунизм. Это, прежде всего его руками создано индустриальное и оборонное могущество страны, техническая база для преобразования сельского хозяйства и других отраслей экономики. Советский рабочий класс выдвинул из своей среды тысячи государственных и общественных деятелей и командиров производства, ученых и полководцев, писателей и художников.

Вбирая в себя все лучшее, что общество вырабатывает в процессе своего развития, рабочий класс обретает все большее влияние на поступательное движение всей общественной жизни. Создавая материально-техническую базу – основу жизнедеятельности всего народа, рабочий класс в процессе созидания формирует общественные моральные устои, вытекающие из социалистического, творческого отношения к труду, служит революционному обновлению жизни, достижению великих целей во имя блага всех людей. И чем выше эти цели, тем мощнее обозначается созидательное могущество рабочего класса в Достижении этих целей, тем сильнее его моральное влияние на всех людей общества. Советский рабочий класс выступает как носитель и активный проводник идей интернационализма, идей мира, дружбы и солидарности трудящихся всех стран.

Все эти объективные закономерности общественной жизни делают бесспорным вывод о том, что тема рабочего класса в искусстве дает художнику историческую широту для проникновения в глубинные пласты действительности, для постижения ее закономерностей.

Конечно, деление литературы по темам – дело достаточно условное, и термины здесь имеют, прежде всего, служебный, так сказать, смысл. Однако при всем том тематические определители выражают вещи весьма важные, ибо тематическая «карта» литературы помогает составить объективное представление о том, насколько внимательны писатели к основному содержанию эпохи. Тема рабочего класса подразумевает обращение к главному в нашей жизни – к народной борьбе за торжество социальной справедливости, к типическим нравственным чертам человека нового мира.

Окружающая нас действительность многолика и многообразна, мы напряженно следим за ее движением, стремимся постичь диалектику ее взаимосвязей. Бесконечно многообразен и мир каждого человека – совокупность его чувств, мыслей, черт характера. Но есть нечто высшее, стоящее над всеми этими свойствами, повелевающее людьми, – сила мировоззрения. Эта сила придает общий смысл человеческим поступкам, объединяет усилия множеств. На основе марксистско-ленинского мировоззрения, марксистско-ленинской идеологии происходит в нашей стране сближение всех классов и социальных групп, формирование морально-политического облика советского народа. И определяют это мировоззрение, эту идеологию социалистические интересы и коммунистические идеалы рабочего класса.

Вот почему содержание рабочей темы в нашем искусстве, в нашей литературе поистине общенародно. И вот почему эту тему необходимо понимать широко: заблуждаются те, кто думает, что все дело можно свести к изображению сугубо производственных реалий. Кстати, причины неудачи иных книг и кроются в следовании такому ошибочному представлению, в узком и ограниченном подходе.

По своему идеологическому значению тема рабочего класса в литературе восходит к коренным завоеваниям социалистической общественной мысли. Владимир Ильич Ленин, как известно, подчеркивал: особая заслуга Карла Маркса состоит в том, что он первым стал рассматривать исторический процесс с позиции идеологии рабочего класса. Когда мы обращаемся к истокам рабочей темы в близком нам, наиболее полном и глубоком понимании этого термина, мы, прежде всего, вспоминаем о романе Максима Горького «Мать». Роман «Мать» – художественное открытие мирового значения. В нем во весь рост были показаны не просто рабочие, но рабочие-революционеры, марксисты. Горький очень остро ощущал и общенародный и общечеловеческий смысл борьбы, которую ведут его герои, что, кстати, мудро отражено в названии романа. «Мать» – это название связано не только с образом Ниловны, чей путь как бы воплощает в себе глубинную народность революции. Символический смысл названия еще глубже: ведь слово «мать» ассоциируется с понятием Родины. Роман Горького – это вдохновенное повествование о России, о ее пути к великому социалистическому будущему, о большевиках – воспитателях самых широких народных масс.

Мы помним: рождение замысла и первые наброски романа Горького совпали по времени с публикацией статьи В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», в которой определена принципиальная классовая позиция партии по отношению к литературно-художественному творчеству. Роман «Мать» – начало художественной практики социалистического реализма – явился убедительнейшим подтверждением ленинского принципа партийности литературы.

В нашем литературоведении уже неоднократно отмечалось, что мысль Горького о труде как нравственной основе формирования социалистической личности во многом была близка мыслям Ленина о роли сознательного и самоотверженного труда в победе нового общественного строя, высказанным в статье «Великий почин».

Отношение к труду – это категория мировоззренческая, категория моральная, нравственная. Существует выражение: жизнь без труда – кража. Конкретизируя эту мысль, можно сказать: капитализм есть кража труда. Социалистическое же общество – это единственное общество, которое не отчуждает от человека создаваемые им блага, а возвращает их ему – возвращает обогащенными, предстающими в качестве достояния всех. Отношение к труду, характерное для рабочего класса, в социалистическом государстве превратилось в мерило общенародной нравственности. Причем условия жизни и труда у нас таковы, что профессиональная умелость рабочего и всякого труженика получает подлинную общественную ценность только тогда, когда она сочетается с высокими нравственными качествами, с потребностью мыслить и жить интересами коллектива, широкими государственными интересами.

Об этом недавно ярко сказал товарищ Л. И. Брежнев, выступая перед рабочими ЗИЛа: «Таков уж ваш социалистический строй, что для хорошего, по-настоящему передового работника мало быть просто трудолюбивым и дисциплинированным, от него требуется еще активный, живой интерес и забота об общем деле, стремление к тому, чтобы это дело шло все лучше и в бригаде, и в цехе, и на предприятии в целом».

Следуя за Горьким, писатели нашей страны в 20-е, 30-е, 40-е годы высоко подняли рабочую тему, сумели показать ее неразрывное единство со всеми процессами, происходящими в жизни народа. В центре внимания советских писателей стояло ее производство как таковое, но человек, формирование нового характера – с новым, социалистическим отношением к труду, с нелегким преодолением пережитков. В книгах рабочей темы художники раскрывали человека – строителя социализма, показывали его в многообразии отношений – производственных, личных, семейных, в новой сущности любви и дружбы. В этой широте и человечности рабочей темы – основа основ ее разработки в советской литературе, литературе социалистического реализма.

Юрий Алексеевич Гагарин говорил о том, что история советской космонавтики берет начало не в 1961 году, когда впервые человек поднялся в космос, и не в 1957 году, когда был запущен первый спутник. По его словам, все началось с выстрела «Авроры» и штурма Зимнего. Думаю, что там же началась и рабочая тема советской литературы. Оттуда пришли – восстанавливать и строить страну – Глеб Чумалов и Увадьев; новая эра в истории человечества привела на стройки социализма «людей из захолустья»; Басов стал во главе движения ударничества на отстававшем танкере «Дербент». В процессе поисков новых методов социалистического труда герои книг воспитывали не только других, но и себя, и это формирование нового сознания захватывало все в их жизни и судьбе, вплоть до самого личного, сокровенного. Говоря о сегодняшнем воплощении темы рабочего класса в литературе, мы должны помнить о славной ее истории, о том, что было завоевано в прозе теперь уже далеких лет – в книгах Ф. Гладкова, Л. Леонова, А. Малышкина, Н. Островского, Ю. Крымова, в произведениях М. Шагинян, И. Эренбурга, В. Катаева, А. Головко, Я. Ильина, Б. Горбатова, Б. Галина, К. Паустовского, Н, Погодина.

В конце 40-х и в 50-х годах традицию глубинного изображения рабочего человека – творца новой жизни продолжили такие книги, как «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Кружилиха» В. Пановой, «Искатели» Д. Гранина, «Битва в пути» Г. Николаевой, «Журбины» В. Кочетова – роман, в котором была сделана принципиально важная попытка показать жизнь рабочей семьи, рабочей династии как части могучего заводского коллектива и – шире – как неотъемлемой части класса, ответственного за судьбы страны и мира.

В наши дни, в обществе зрелого социализма, изображение рабочего класса в литературе наполняется особенно богатым социально-нравственным содержанием. Возникает множество новых аспектов, новых проблем, возникают новые возможности для художнического проникновения в жизнь. Далеко не все из этих возможностей мы используем. Но сейчас я хочу подчеркнуть главное: современная советская действительность дает нам благодарнейший материал для того, чтобы рабочая тема предстала в наших книгах как философское обобщение времени, как глубокое исследование личности советских людей – активных участников величайших свершений века.

Масштабы этих свершений все мы особенно хорошо почувствовали в дни работы XXV съезда КПСС, слушая исторический доклад Леонида Ильича Брежнева. Этот доклад, вся работа съезда, его решения выводят на новые рубежи и наши литературные дела, дают мощный импульс творческой энергии работников искусства.

Генеральный секретарь ЦК КПСС выразил от имени съезда «искреннюю признательность… всем, чей труд сделал нашу Отчизну еще прекраснее, еще могущественнее». О будничном труде десятков миллионов советских людей товарищ Л. И. Брежнев сказал под горячие аплодисменты зала: они, эти люди, «наверное, не думают о величии своих дел. Но они, именно они, выполняя предначертания партии, поднимают Советскую страну к новым и новым высотам прогресса. И, называя наше время временем великих свершений, мы отдаем должное тем, кто сделал его таким, – мы отдаем должное людям труда».

В начале 30-х годов Горький призывал писателей показать партийному и беспартийному рабочему его самого в процессе строительства нового, социалистического мира. «Мы должны, – говорил А. М. Горький, – развернуть перед ним широкую и яркую картину его разнообразной работы, дабы возбудить его революционное классовое самосознание, углубить в нем понимание государственного значения его труда…» Прошло несколько десятилетий, в течение которых велась неустанная и разнохарактерная работа по воспитанию в человеке труда профессионального достоинства, самосознания, государственного мышления, для того, чтобы коренные черты и свойства класса с наибольшей полнотой выразились в личном поведении, личном пути каждого отдельного человека. Эту огромную воспитательную работу проводила наша партия, все наше общество. В это дело внесли великий вклад и литература и искусство. И слова Алексея Максимовича Горького я вспомнил не только потому, что они мудрые и верные, но и потому, что сегодня их произносишь с чувством законной гордости. Какой огромный путь прошла с тех пор наша страна, как изменился качественно наш рабочий класс! Были заложены основы социализма в годы первых пятилеток, была одержана – героическими подвигами на фронте и в тылу – победа над фашизмом, было восстановлено хозяйство страны, решаются все новые сложные задачи коммунистического строительства. И литература наша запечатлела этот процесс духовного мужания человека труда, процесс, обусловленный всей жизнью страны.

Мы и сейчас, говоря словами Горького, озабочены тем, чтобы ярче, лучше показать жизнь рабочего класса, «значение его труда». Только задачи перед нами качественно иные: потому, что за нами большой исторический путь, изменился, стал еще сложнее и богаче внутренний облик рабочего человека.

Мы с гордостью говорим о том, как вырос культурно-технический уровень рабочего класса. Овладение современной техникой, рожденной научно-технической революцией, под силу лишь образованным, хорошо подготовленным рабочим. На страницах книг, на театральной сцене, на киноэкране мы нередко встречаем именно таких людей. Мы следим за их заботами и радостями, сверяем их поступки с собственными жизненными впечатлениями. И ни в одном из произведений, правдиво отражающих жизнь рабочих коллективов, вопросы техники не бывают изолированы от всестороннего изображения человека, его душевных побуждений, нравственных исканий. Как, казалось бы, «технично» звучит название одного из романов М. Колесникова «Изотопы для Алтунина». Но роман – прежде всего о людях, о том, как работается, как живется и дышится трудовому человеку в условиях бурного движения науки и техники. Изотопы, которые приходят в прессовый цех с целью повышения производительности труда, способствуют, в конечном счете, и повышению духовного человеческого потенциала, поскольку борьба за внедрение и освоение нового обостряет такие качества, как ответственность, чувство коллективизма, потребность роста, овладения знаниями.

Об этих же сложных, неоднозначных и благотворных процессах рассказывает в романе «И это называется будни» В. Попов, также давний приверженец рабочей темы.

Писатели, горячо заинтересованные жизнью рабочих людей, соприкасаются с нашей сегодняшней действительностью в самых, что называется, ее горячих точках.

Пафос романов узбекского писателя Ш. Рашидова «Могучая волна», «Победители», «Сильнее бурю» – в художественном осмыслении трудового подвига народа этой республики, который за годы советской власти превратил свой край из отсталого, неграмотного в край изобилия и процветания. Ш. Рашидов ведет глубокое и разностороннее художническое исследование жизни нашего социалистического общества, основанного на интернациональном братстве; рассказывает о том, как стойкость и нерушимая монолитность проявлялись в переломные моменты истории Советского государства, в годину труднейших испытаний. В его книгах сочетаются широта писательского мышления, неистребимая вера в силу в могущество коллективного труда, преобразующего родной край, увлеченность в исследования характеров людей, стремящихся к общей цели, объединенных этой целью и в то же время неповторимо ярких – каждый со своей индивидуальностью.

Книга украинского писателя П. Загребельного «С точки зрения вечности» вводит нас в среду тех, кто руководит современным производством, рассказывает о тесных связях рабочего и инженера, о том конкретном, что приносит в жизнь современного трудового коллектива НТР.

Человек и новая техника… Коллизии, определяемые существующими здесь связями, соотношениями, могут нести в себе очень большое общественное содержание. Но, понятно, для этого необходимо, чтобы художник не удовлетворялся, так сказать, первым слоем проблем, чтобы он смотрел глубже. Скажем, идет речь о том, что на заводе внедряют процесс непрерывной разливки стали. Рабочие и инженеры показали себя умелыми специалистами, были преодолены трудности.

Цитировать

Кожевников, В. Время великих свершений / В. Кожевников // Вопросы литературы. - 1976 - №8. - C. 3-20
Копировать