№3, 1975/Хроника

Воспоминания С. Лавровой. Вступительная заметка, публикация и комментарий Н. Роскиной

Софья Федоровна Лаврова, урожденная Артамонова (1869 – 1944), – вторая жена Вукола Михайловича Лаврова, редактора и издателя журнала «Русская мысль». У Лавровых было небольшое имение Малеевка – как известно, теперь здесь Дом творчества писателей. Старожилы и сейчас покажут, где тут раньше стоял дом Лаврова и домик В. Гольцева. А в богатой библиотеке Дома творчества много старых книг и комплектов журналов из «лавровских». Висит здесь и фотография деревянного дома, который, на наш теперешний взгляд, покажется, пожалуй, невзрачным. Бывали у Лавровых многие известные люди, среди них – и А. Чехов. Малеевка расположена в восемнадцати километрах от станции Дорохово. Это название было дано в честь героя войны 1812 года, в столетний юбилей первой Отечественной войны. А раньше станция эта называлась Шелковка, и вот это-то название взято Чеховым для обозначения места действия рассказа «Дом с мезонином». В семье Лавровых бытует также представление, возможно, вполне оправданное, что прототипом Лидии Волчаниновой в какой-то степени послужила дочь Лаврова Лидия Вуколовна.

Публикуемые ниже воспоминания С. Лавровой были записаны литературоведом, исследователем жизни и творчества Чехова, А. Роскиным. Он познакомился с Софьей Федоровной, приехав в недавно открытый Дом творчества, на его рукописи точно помечено: «Запись сделана 2 декабря 1934 (Старая Руза). Запись почти дословная».

Фрагменты из воспоминаний С. Лавровой приведены в составленной А. Роскиным книжечке: «А. П. Чехов. Забытое и несобранное», «Правда», М. 1940 (Библиотека «Огонек»); полностью они не публиковались.

Рукопись хранилась в архиве А. Роскина, который в настоящее время передается в Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина.

«Я вышла замуж за В. М. Лаврова в 1886 году. В 1887 году мы отправились в путешествие по Волге. В Астрахани мы повидались с Чернышевским. Николай Гаврилович встречал нас на пристани и направился вместе с нами на пароход. Публика узнала Чернышевского, обступила его, но ему удалось ее избегнуть, и он, минуя кают-компанию, прошел в нашу каюту. Я ожидала от

Чернышевского беседы на волнующие всех нас тогда общественно-политические темы, но он начал мне рассказывать какие-то детские сказки. Хотя было мне тогда всего восемнадцать лет, но помню, что это меня очень удивило. Но к вечеру, когда Н. Г. убедился, что никто не помешает нашей беседе в каюте втроем, он заговорил о Гарибальди, Герцене, Огареве… Беседа Николая Гавриловича с мужем затянулась до утра – и эта проведенная нами в Астрахани ночь врезалась в мою память на всю жизнь. Муж мне потом говорил: «Какая ты счастливая! Подумай, тебе целовал руку сам Николай Гаврилович!»

Кстати, познакомились мы тогда в Астрахани и с женой Чернышевского, но она произвела на нас впечатление человека нелюдимого и сурового. Вукол Михайлович состоял с Чернышевским в переписке. В архиве Вукола Михайловича хранится много писем Николая Гавриловича## В архиве В. М. Лаврова сохранилось одно письмо Н.

Цитировать

Лаврова, С. Воспоминания С. Лавровой. Вступительная заметка, публикация и комментарий Н. Роскиной / С. Лаврова // Вопросы литературы. - 1975 - №3. - C. 316-321
Копировать