№4, 2019/Хроники

«Воспоминания о Блоке» В. Веригиной

DOI: 10.31425/0042-8795-2019-4-260-273

Среди бумаг [Архив…] критика и переводчицы Евгении Федоровны Книпович (1898–1988), близкой Блоку и его семье в 1918–1921 годах, писавшей о поэте [Книпович 1987], мне попался двойной лист в клетку с водяным знаком — лев с загнутым хвостом в овале «Товарищества Кувшинова», с заголовком «Воспоминания о Блоке» и пронумерованными четырнадцатью тезисами или предположительными главами. Судя по тому, как лист свернут, его прислали с письмом. Но ни письма, ни конверта не сохранилось. Текст написан простым карандашом, уверенным крупным почерком, с поправками. И хотя фамилии автора не значилось, сразу угадалось содержание известных воспоминаний актрисы Валентины Петровны Веригиной (в замужестве Бычковой; 1882–1974). Заголовки, однако, отличались как от оглавления ее «Воспоминаний об Александре Блоке» [Театральные… 1961], так и от отдельного издания полного текста ее воспоминаний [Веригина 1974].

Молодая актриса, подруга Н. Волоховой и Л. Блок, близко соприкасалась с Блоком и в пору работы в театре В. Комиссаржевской, и позже. В письме к матери от 21 февраля 1911 года поэт так отзывался о Веригиной: «Она очень хорошо рассказывает и говорит по-русски, вообще — в ней есть милая русская женщина» [Блок 1963: 332–333]. Воспоминания о Блоке в центре ее театральных воспоминаний. Главное в них — точно схваченные подробности, живо переданный «маскарадный» облик и ритм эпохи. Завершают мемуарные писания Веригиной гораздо более поздние воспоминания о Л. Блок [Веригина 1980], подруге до ее последнего дня.

Публикаторы воспоминания Веригиной датировали достаточно приблизительно. Получивший текст от самой мемуаристки Д. Максимов, предваряя первую публикацию воспоминаний, сообщал, что они «писались в разное время: первая глава написана в 1926 году, остальные главы — в середине 30-х годов» [Театральные… 1961: 310]. Автор предисловия к изданию в серии «Театральные мемуары», подписанному к печати при жизни Веригиной, театровед С. Цимбал, — еще более приблизительно: серединой 1920-х — 1930-ми годами [Веригина 1974: 16].

Как и когда это оглавление попало к Е. Книпович? Она с 1923 года была председателем Ассоциации (с 1927 года Комиссии) по изучению творчества Александра Блока при ГАХН (Государственной академии художественных наук). 10 ноября 1924 года она, рассказывая в письме к Л. Блок о последних событиях в Ассоциации и ее планах, сообщает: «Валентина Петровна Веригина, с которой мы дружим, как только покончит со своими воспоминаниями (для Ассоциации), будет готовить блоковский вечер» [Ильюнина 1991: 219]. А 4 декабря 1924 года в Ассоци­ации Веригина сделала доклад «Блок и Театр Комиссаржевской» [Отчет… 1925: 50]. То есть «Воспоминания о Блоке» в их первой редакции начали писаться именно тогда, а с тезисами предстоящего доклада была ознакомлена Книпович.

Первый тезис публикуемой рукописи обозначает один из существенных мотивов воспоминаний Веригиной, решившей рассказать о том Блоке, какого знала, о его «веселом двойнике», открывавшемся в близком поэту кругу «маленьких актрис».

Упоминая о своем первом после смерти Блока приезде из Москвы в Петроград и посещении (зимой, очевидно, в январе, но не позднее начала февраля 1923-го) блоковской квартиры, Веригина приводит слова матери поэта, Александры Андреевны, уже смертельно больной, сказанные по поводу фотографии сына «с очень худым лицом и большими сияющими глазами»: «Сашенька тут веселый, он ведь часто бывал веселым даже в последние годы» [Театральные… 1961: 369].

В архиве Книпович среди писем к ней тети и биографа по­эта М. Бекетовой, в письме от 20 мая 1924 года, есть упоминание о следующем приезде Веригиной: «Приехал сюда Бычков на месяц и жена его (Валя, вероятно на 3 дня), была у нас, она верно проявится у Вас, милая и тоже тоскует по Петербургу» [Архив…]. Веригина также упоминает об этой встрече: «С Марией Андреевной я виделась без Любы…» [Театральные… 1961: 369]. Говорили они о матери Блока, обстоятельствах смерти поэта и, конечно, делились воспоминаниями. По крайней мере, веригинское видение «веселого Блока» могло обсуждаться и в этом разговоре с Бекетовой. Не случайно 22 декабря того же года Бекетова, узнав о том, что «»Академия» издает сборник Блоковской секции», предлагала: «…у меня темы вроде следующих: «юмор Блока» не с литературной точки зрения. Или «щедрость его духа и обычные разговоры с жаждущими его советов и мнений» (это конечно не название, а содержание). Ну словом разные стороны его духа, его характера. Как он работал и т.  д. Что же из этого для вас годится?» [Архив…]. 25 января 1925 года Бекетова завершила статью «Веселость и юмор Блока», впоследствии открывшую вышедший в 1929-м (фактически не позже начала декабря 1928 года) сборник [О Блоке… 1929]. В архиве Книпович сохранился отдельный оттиск этой статьи с инскриптом: «Милой Женичке на память от «тети» 26 января 1929 г.». Минуло ровно четыре года.

И в самом начале своих «Воспоминаний об Александре Блоке» Веригина говорит именно о «веселом двойнике», полемизируя с Бекетовой: «»Болтали… Много хохотали…» — пишет М. А. Бекетова мимоходом. На самом деле это было несколько не так» [Театральные… 1961: 311]. Но очевидно, что возражение Веригиной вызвали не эти слова, несколько ею переиначенные. Бекетова писала: «Завязалось знакомство с молодыми актрисами театра Комиссаржевской — Н. Н. Волоховой, Веригиной, Мунт, Глебовой-Судейкиной. У Веры Ивановой, актрисы того же театра, устраивались вечера <…> Много было смеха, много вольных проказ, в которых Блоки не принимали личного участия, — в общем, они вели себя не в тоне того бесшабашного настроения, которым была проникнута окружающая среда» [Бекетова 1922: 104]. Именно последнему утверждению Веригина возражает всем пафосом своих воспоминаний. И не случайно первый тезис рукописи — «Веселый двойник Блока. Его веселье и шутки надо считать творческими» — обозначает этот проходящий через все главы образ «веселого» Блока, памятный Веригиной. Это не значит, что в ее воспоминаниях поэт предстает только таким и что здесь, как с явной пристрастностью утверждал В. Орлов, признав, однако, «безотказную точность памяти»  Веригиной, «глухое непонимание»  Блока [Александр… 1980: 18, 19].

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2019

Литература

Аверин Б. В., Дождикова В. А. Блок и Т. Карлейль // Александр Блок: Исследования и материалы / Отв. ред. Ю. К. Герасимов. Л.: Наука, 1987. С. 89–116.

Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2 тт. / Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. Вл. Орлова. Т. 1. М.: Художественная литература, 1980.

Архив Е. Ф. Книпович (частное собрание). Москва.

Асоян А. А. «Почтите высочайшего поэта…» Судьба «Божественной комедии» Данте в России. М.: Книга, 1990.

Бекетова М. Александр Блок: Биографический очерк. Петроград: Алконост, 1922.

Блок А.  А. Собр. соч. в 8 тт. / Под общ. ред. В. Орлова. Т. 6. М.; Л.: ГИХЛ, 1962.

Блок А. А. Собр. соч. в 8 тт. Т. 8. 1963.

Веригина В. П. Воспоминания / Вступ. ст. С. Цимбал, примеч. Т. Ланиной. Л.: Искусство, 1974.

Веригина В. Памяти Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок // Звезда. 1980. № 10. С. 162–173.

Вольфила — Данте: Неизвестный доклад О. Форш / Публ. Е. В. Ивановой // Дантовские чтения. 1990 / Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. М.: Наука, 1993. С. 155–170.

Государственная Академия художественных наук. Отчет 1921–1925. М.: <ГАХН>, 1926.

Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. М.: АН СССР, 1953.

Дьяконов (Ставрогин) А. А. Александр Блок в театре Комиссаржевской // О Комиссаржевской. Забытое и новое: Воспоминания, статьи, письма / Под ред. К. Рудницкого. М.: Всероссийское театральное общество, 1965. С. 81–116.

Евгения Книпович, литератор. Беседу с Е. Ф. Книпович вел Игорь Шайтанов // Как было и как вспомнилось: Шесть вечеров с Игорем Шайтановым / Ред.-сост. Е. М. Луценко, С. А. Чередниченко. СПб.: Алетейя, 2017. С. 159–164.

Зильберштейн И. С. О встречах с Любовью Дмитриевной Блок и о судьбе хранившегося у нее архива поэта // Литературное наследство. Т. 89: Александр Блок. Письма к жене / Ред. И. С. Зильберштейн и Л. М. Розенблюм. М.: Наука, 1978. С. 381–390.

Зоркая Н. Блок69 // Искусство кино. 2008. № 4. С. 112–121.

Ильюнина Л. И. Московская ассоциация по изучению творчества А. Блока // Александр Блок: Исследования и материалы / Отв. ред. Ю. К. Герасимов. Л.: Наука, 1991. С. 213–220.

Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Перевод с англ. В. И. Яковенко. 3-е изд. СПб.: В. И. Яковенко, 1908.

Книпович Е. Ф. Шекспир Александра Блока // Вопросы литературы. 1985. № 12. С. 156–173.

Книпович Е. Об Александре Блоке: Воспоминания. Дневники. Комментарии. М.: Советский писатель, 1987.

Козлова С. И. «Божественная комедия» в искусстве художников италь­янского ренессанса // Дантовские чтения. 1982 / Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. М.: Наука, 1982. С. 98–169.

О Блоке: Сборник литературно-исследовательской ассоциации Ц.Д.Р.П. / Под ред. Е. Ф. Никитиной. М.: Никитинские субботники, 1929.

Отчет Ассоциации по изучению творчества Александра Блока // Бюллетень Г. А.Х.Н. 1. 1925.

Театральные воспоминания о Блоке В. П. Веригиной и Н. Н. Волоховой / 
Публ. Д. Е. Максимова и З. Г. Минц, коммент. З. Г. Минц // Ученые записки Тартуского гос. ун-та: Труды по русской и славянской филологии. IV. Вып. 104. Тарту, 1961. С. 310–371.

Чулков Г. И. Рецензия на «Театральные воспоминания об Александре Блоке. 1906–1921» В. П. Веригиной // РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 1. Ед. хр. 211. Л. 42, 43.

Цитировать

Романов, Б.Н. «Воспоминания о Блоке» В. Веригиной / Б.Н. Романов // Вопросы литературы. - 2019 - №4. - C. 260-273
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке