№4, 2014/Книжный разворот

«Восемь». Сборник «Новые имена в драматургии»

«Восемь». Сборник «Новые имена в драматургии» / Сост. Кс. Степанычева. М.: СЭИП, 2013. 424 с.

Сборник «Восемь» содержит восемь пьес молодых русскоязычных авторов, участников мастер-класса драматургии, проводимого журналом «Современная драматургия» в рамках Форума молодых писателей России и стран СНГ. «Новое» здесь, смеем надеяться, не столько открытие не известных ранее имен (большинство участников сборника знакомы зрителям «новой драмы»), сколько ориентация на поиск инноваций, актуальность. Кроме того, выборка этих пьес определена тем, что все авторы — участники профессионального Форума, то есть в сборнике представлены качественные (как ее понимают организаторы) образцы современной драматургии.

«Бог щекотки» Н. Рудковского — это единственная «не новая» пьеса, ибо написана еще в 2010 году (для современной драматургии срок в несколько лет значителен). С одной стороны, эта пьеса — «эталон», причем не столько «новой драмы», сколько европейского new writing. Илья, мастер гламурной фотографии, делает ряд фотосессий, в которых воплощает свои фантазии об отношениях матери и ребенка (его бесплодная подруга Ева кормит грудью щенка; девочка прикладывает к груди куклу…). Сам Илья «искусственник», а его отношения с матерью напоминают отношения бывших любовников. Реальный любовник Ильи — на кладбище. Герой находится в полной апатии. Ровно до того момента, пока не знакомится с гастарбайтером, человеком, который все делает только один раз, ибо второй ему неинтересен. Здесь и возникает тема щекотки: «Щекотка — великая вещь. Запредельное состояние человека на свете». Ева же, обезумевшая от желания иметь ребенка, решает спать со всеми подряд, пока не забеременеет. Спит и с Ильей, именно он становится отцом, но заражается от Евы ВИЧ.

Темы гомосексуализма, ВИЧ, отчаянного одиночества, сюжет как движение героя к неизбежной смерти отсылают к наработанным приемам new writing. Но есть еще второй план пьесы — культурное нагромождение образов, сплав актуальных тем и литературной игры, намеков и культурных отсылок, реплик, идущих как будто из бессознательного героев, сплетение литературных и библейских реминисценций, которые в целом дают хаотическую картину современной цивилизации, приближающейся к своему упадку, концу. Пьеса состоит из фрагментов, название каждого из них отсылает к какой-либо сказке, мифу или библейской истории: «Красная Шапочка», «Тысяча и одна ночь», «Авраам и Сара», «Самсон и Далила». В финале мать, Ева и Тим (три убийцы) появляются с тремя веретенами — как три мойры.

Стильная (можно даже сказать, «модная») на всех уровнях пьеса Рудковского, связанная с современной западноевропейской традицией, но при этом одновременно порывающая с ней, — один из «полюсов» данного сборника. Противоположный ей «полюс» — жизнь «на дне», которую нам показывает в пьесе «Дурное семя» Г. Греков.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2014

Цитировать

Болотян, И.М. «Восемь». Сборник «Новые имена в драматургии» / И.М. Болотян // Вопросы литературы. - 2014 - №4. - C. 404-407
Копировать