№2, 1965/На темы современности

Власть лиризма

Если в нашей прозе намечается жанровое «укрупнение», тяга к большому роману, историческому повествованию, романтической эпопее, острой сюжетности, если с прошлого года заметен некоторый «спад» рассказа (в сравнении с буйным расцветом его в предыдущие годы) и пристальное внимание прозаиков к крупной повести и роману очевидно, то в поэзии, наоборот, весьма ощутим разлив лирической стихии: лирические циклы и лирические поэмы, зачастую бессюжетные, – монологи, полемика, раздумья, разговоры… Здесь я не согласна с Е. Осетровым.

Наступление лирики заметно даже в творчестве тех поэтов, чьи первые книги характеризовались преобладанием эпических принципов типизации, спокойной живописностью картин, уравновешенностью интонаций. Например, два последних лирических сборника В. Цыбина – «Бессонница века» и особенно «Пульс» – во многом противостоят его ранним книгам «Родительница степь» и «Медовуха».

Давно глубоко и серьезно работает в русской поэзии Вас. Федоров, мастер современной эпической, остросюжетной поэмы. А вот последняя его «Книга любви» – лирическая. Думается, что тоже не случайно.

Многое обещают поэтические дебюты 1964 года, тепло встреченные любителями стихов. Отмеченные талантом и своеобразием, первые книги говорят нам о характере нового поэтического поколения. Сборники биолога Дм. Сухарева, красноярского физика Р. Солнцева, рабочего «Россельмаша» Б. Примерова, свердловского врача В. Дагурова, инженера Ф. Чуева, химика В. Кострова свидетельствуют: самое молодое поколение поэтов приходит в литературу из гущи жизни и не только с конкретным «рабочим опытом», но с определившимся миропониманием. Словом, «новобранцы» – не инфантильные дебютанты, а взрослые люди со сложным интеллектом, своей эстетической позицией.

Много думающий о преемственности поколений, Ф. Чуев поверяет революцией свой стих, свою совесть, каждый свой поступок. И революция, а точнее, преданность ее идеям помогает поэту еще острей чувствовать современность. А в современности четче отличать прекрасное и подлинное от случайного, пустякового, истинную романтику от книжной, выдуманной.

Романтика – издалека романтика

пока неведома она.

А рядом – просто математика

и снег с названьем «целина».

……………………………….

Ее в обмане обвиняют

и нападают на нее,

но кто-то сильный охраняет

ее незримое жилье.

 

Современны и глубоки такие стихи Ф. Чуева, как «Единство», «Отряды топают к причалу», «Талант всегда…», «Десять стихотворений о Человеке» – добром и сильном, умелом в жизни и душевно светлом, земном.

В стихе Ф. Чуева привлекает мысль, цельность чувства, простота характера, ясность поэтического стиля. А вот в лирике Б. Примерова покоряет живописность поэтической речи. Человек у Б.

Цитировать

Денисова, И. Власть лиризма / И. Денисова // Вопросы литературы. - 1965 - №2. - C. 52-55
Копировать