Не пропустите новый номер Подписаться
№1, 1983/Книжный разворот

Вечно живой источник

I. Дзеверiн, Про лiтературно-естетичнi погляди В. I. Ленина, Киïв, «Днiпро», 1981, 142 с.

О литературно-эстетических взглядах В. И. Ленина написано немало книг и статей. И когда появляется новая работа на эту тему, невольно задаешься вопросом: а чем же она отличается от других? чем она обогащает наши знания и представления о хорошо известном? Применительно к данному случаю ответ напрашивается сам, – достаточно внимательно прочесть и продумать небольшую, но содержательную книгу И. Дзеверина.

Книга состоит из статей, публиковавшихся в разное время в периодической печати, но сразу же бросаются в глаза продуманность и целостность ее содержания. От краткого введения, в котором излагается сущность революционной эстетики ленинизма, авторская мысль движется к крупным теоретическим проблемам, составляющим ядро эстетического наследия Ленина. Это, прежде всего, ленинский принцип партийности литературы и искусства, его преломление в актуальнейших проблемах эстетики: концепция «личности и герой нового искусства, методологические основы литературной критики, отношение к классическому наследию и др. Этим вопросам посвящены специальные статьи, дополняющие друг друга.

Подчеркивается, что Ленин творчески развил марксистскую эстетику, поднял ее на новую ступень, что его работы («Партийная организация и партийная литература», статьи о Льве Толстом и др.) дают методологический ключ для понимания специфики искусства, его общественной роли, тенденций и перспектив его развития. Автор книги показывает, что в целостном и стройном, концептуальном ленинском учении, все части которого взаимосвязаны, эстетика занимает немаловажное место. И хотя Ленин не оставил специального труда под названием «Эстетика», его работы содержат такие кардинальные положения по этим вопросам, которые являются вечно живым источником, питающим и оплодотворяющим творческую мысль художников, развитие искусства социалистического реализма.

Ленинский принцип партийности рассматривается в книге в его постоянном развитии и обогащении, как явление, которое имеет свою собственную историю, свои неповторимые черты и особенности,СВОЮ специфику проявления в разных областях идеологии (в том числе и в художественном творчестве). Автор, четко формулируя принцип партийности как основополагающий принцип ленинизма, обращает внимание на партийность как эстетическую категорию, на такие ее важные грани, как партийность и классовость в искусстве, партийность и народность и т. д.

С большим интересом читаются страницы, где раскрывается содержание марксистско-ленинской концепции личности и значение этой концепции для развития советской литературы и искусства. Сопрягая понятия: человек, личность и герой в литературе социалистического реализма, автор ведет речь о новом человеке, о социалистической личности, воплощающей в себе такие качества, как социальная активность, преданность идеалам общества, духовное богатство, моральная чистота, коллективизм, патриотизм и интернационализм. И. Дзеверин прослеживает (к сожалению, без обращения к конкретным явлениям искусства), как герой советской литературы постепенно приобретает черты новой, социалистической личности, цельной и гармонически развитой. Не только ярко отразить в искусстве, но и воспитывать такую личность, по мысли автора, – главная задача советских писателей. С этим нельзя не согласиться.

Особое место в книге И. Дзеверина занимают его размышления о литературной критике, о ее методологических основах, назначении и задачах. Казалось бы, об этом написано немало, но автор находит свой собственный ракурс, свои аргументы для объяснения специфики литературной критики, призванной научно-объективно подходить к анализу явлений жизни и литературы, открывать, по словам Пушкина, красоту и недостатки в произведениях искусства.

Привлекают внимание мысли автора о научно-публицистической природе литературной критики, о социально-классовом и эстетическом подходе ее к оценке и осмыслению произведений литературы, о специфике проявления в ней принципа партийности по сравнению с самим искусством, о ее профессионализме.

Высоким образцом подлинной литературной критики И. Дзеверин справедливо считает гениальные статьи Ленина о Льве Толстом, в которых выработана методология всестороннего и глубокого анализа творчества великого писателя, органически связанного со своей эпохой, – анализа, учитывающего все сильные и слабые стороны художника, сложности и противоречия его мировоззрения и эстетической программы.

В статье «Великие уроки», рецензируя сборник «Ленин и марксистская литературная критика за рубежом», вышедший несколько лет назад, И. Дзеверин говорит о резонансе ленинских идей в зарубежной литературной критике. Автор ставит здесь ряд важных проблем, связанных с интернациональным характером ленинизма, завоевавшего в наш век умы и сердца сотен миллионов людей во всех странах мира, с ролью Ленина в становлении и развитии марксистской литературной критики за рубежом. Даже сами названия главок статьи, взятые из отзывов зарубежных критиков о Ленине, о принципах марксистско-ленинской эстетики, говорят о многом: «Несокрушимость ленинского авторитета», «…Он заложил основы реалистической материалистической эстетики…», «Теоретическая основа социалистического реализма «, «Классический образец научной критики», «Этот голос зовет, убеждает, вдохновляет». Автор книги, ссылаясь на конкретные труды критиков-марксистов, раскрывает место ленинской теории отражения, ленинского принципа партийности и учения о двух культурах в каждой национальной культуре в судьбах марксистско-ленинской эстетики и реалистического искусства.

В книге И. Дзеверина ленинское эстетическое наследие рассматривается и анализируется с позиций наших дней и в то же время каждое положение литературно-эстетических взглядов Ленина выверяется историей, логикой развития самого искусства. Автор умеет ряд важных, но, казалось бы, «старых» проблем ставить и решать по-новому, освещать их светом современности. Возьмем, например, такие вопросы, как принципы социалистического реализма в литературной критике, нерасторжимое единство социального и эстетического аспектов в изучении литературы, принцип партийности в критике и т. п. В их решение автор вносит смелый творческий поиск, дающий свои результаты. Ведь не так часто ставятся в советском литературоведении вопросы о месте и значении литературной критики в развитии художественной культуры.

Хочется отметить, что в книге остро ощущается биение пульса нашего сложного и тревожного времени. В статье «Наследие Льва Толстого в свете ленинского анализа» автор, говоря, например, о резкой критике великим русским писателем капиталистического строя и всех его порождений, акцентирует внимание на антивоенных взглядах Толстого, который беспощадно обличал лицемерные и лживые заявления буржуазных правителей о мире, о желании якобы сохранить его. Как сегодня сказанные, злободневно и предостерегающе звучат слова великого художника: «Главы правительств утверждают, что они

все хотят мира, и между ними происходит соревнование о том, кто из них сделает самые торжественные миролюбивые заявления. Но в тот же день, или на другой, они представляют в законодательном собрании предложение об увеличении вооружений и говорят, что принимают такие предосторожности именно для того, чтобы обеспечить мир»». Что можно прибавить к этим мудрым и столь современным словам!

Книге И. Дзеверина придает актуальный, современный характер и ее полемический дух, открытая и наступательная защита автором основ и принципов марксистско-ленинской методологии, которые в последние годы подвергаются, к сожалению, в отдельных скороспелых книгах и статьях сомнению, а подчас и извращаются. Так, например, И. Дзеверин горячо и аргументировано полемизирует с теми, кто недооценивает эстетическое содержание ленинского принципа партийности, идейное направление произведений литературы, кто идеализирует слабые стороны в творчестве, скажем, Достоевского, превозносит реакционных деятелей прошлого или же пытается «ниспровергнуть» русскую революционно – демократическую критику. Все эти отрицательные явления встречают решительный и принципиальный отпор со стороны И. Дзеверина. С фактами в руках, с подлинно партийных позиций выступает он против любых попыток ревизовать ленинское эстетическое наследие и утверждать субъективистские, антинаучные воззрения. В этом тоже видится достоинство книги, которая уже заняла заметное место в нашем литературоведении и критике.

Цитировать

Борщуков, В. Вечно живой источник / В. Борщуков // Вопросы литературы. - 1983 - №1. - C. 210-212
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке