№5, 2004/Книжный разворот

Василий Щукин. Русское западничество: Генезис – сущность – историческая роль

В своей новой книге известный краковский литературовед и культуролог Василий Щукин полемизирует с распространенным в европейской науке мнением, согласно которому органичными для русской ментальности являются воззрения в широком смысле слова «славянофильские», «почвеннические». «Одна из целей этой книги – показать, что русский экуменизм, западничество и либерализм столь же необходимы для понимания специфически русского стиля мышления, как и православное богословие, славянофильство или религиозная философия начала XX века» (с. 9).

В. Щукин обозначает свои историософские приоритеты весьма недвусмысленно: европеизм и западничество (как его историческая модификация) в русской цивилизации, во-первых, присутствуют изначально, а во-вторых, на долгие столетия были необоснованно отодвинуты на второй план под влиянием реакционных русофильских («византийских») воззрений. Так, по словам В. Щукина, во времена татаро-монгольского ига «церковь уцелела, в материальном отношении она могла даже процветать, но ценою этого стал полный отказ от проповеди христианских идей личного выбора даже в той зачаточной форме, в которой они были приемлемы в Европе в высокой фазе Средневековья» (с. 24). Ну, а в дальнейшем, естественно, «обскурантизм, ксенофобия и прочая «татарщина», давно проникшая в кровь московских князей, постепенно становится образом жизни простого народа» (с. 25). Дальше – больше: «В богословских спорах XIV- XV веков исихастам удалось одержать победу над гуманистами <…> Православная Русь, ставшая к концу XV столетия духовным и политическим центром поствизантийской ойкумены, явилась восприемницей антигуманистической идеологии, провозглашавшей косность во имя чистоты и нерушимости традиции» (с. 28).

И вообще – «история европеизма в России является частью мирового процесса эмансипации личности, индивидуализации и рационализации личного сознания» (с. 57). Спорить с подобными суждениям в рамках научной полемики скорее всего невозможно, им могла бы быть противопоставлена лишь идеологически противоположная публицистическая позиция: какая из составляющих оппозиции («Запад» или «Восток») – «перспективнее», «прогрессивнее», то есть попросту «лучше».

Исходные установки В. Щукина выработаны в диалоге как с классическими трудами (Е.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2004

Цитировать

Бак, Д.П. Василий Щукин. Русское западничество: Генезис – сущность – историческая роль / Д.П. Бак // Вопросы литературы. - 2004 - №5. - C. 364-365
Копировать