№3, 2017/Книжный разворот

В. В. Иванов. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи

В. В. И в а н о в. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи. М.: Азбуковник, 2015. 696 с.

В книге под одной обложкой помещены произведения разных жанров: мемуарные записи, монографические исследования, статьи, заметки и комментарии. Написанные и опубликованные в разное время, они обретают абсолютно новое синергетическое качество. В единое концептуальное целое эти исследования объединяет желание показать жизнь Пастернака в ее неразрывной связи с искусством. Так, в воспоминаниях, открывающих книгу, личные подробности даются через призму художественных текстов, а художественные тексты дополняют и уточняют биографию Пастернака. Фактически эти мемуарные свидетельства представляют собой попытку обнаружить подлинного Пастернака, понять закономерности его поэтики и судьбы.

Следование этому принципу приводит к неизбежным смысловым пересечениям в статьях разных лет. Однако повторы обусловлены попыткой автора показать творчество Пастернака как некую оркестровую партитуру, пронизанную несколькими главными темами.

Принцип метаморфозы оказывается для поэтики Пастернака центральным. Это показано в ключевой работе книги — «Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке». Перед нами исследование поэзии Пастернака сквозь призму стихотворения «Бабочка-буря», которое оказывается своеобразной «точкой сборки» основных смыслов пастернаковского творчества. Виртуозный семантический анализ образов и мотивов «Бабочки-бури», выстраивающихся в некий сверхтекст, выявляет, с одной стороны, целый ряд неочевидных смыслов в исходном стихотворении, а с другой стороны, выводит читателя к базовым принципам организации поэтического мира Пастернака. Вяч. Вс. Иванов показывает, что, несмотря на свою причудливость и прихотливость, этот мир зиждется на довольно прочном фундаменте. Однако эта прочность парадоксальна: она связывается с идеей вечного изменения, которая реализуется в сюжете превращения-трансформации. И уникальность «Бабочки-бури» в том, что стихотворение заключает в себе множество реализаций данного сюжета: от превращения девочки в женщину до метафорического преображения пространства.

В статье «Хронотопы творческой биографии Б. Л. Пастернака» образ пространства рассматривается в аспекте соотнесения науки и художественного творчества. Пастернак полагал, что искусство решает те же задачи, что и наука. Вяч. Вс. Иванов же доказывает эту мысль, проводя аналогии между научными концепциями рубежа веков и поэзией самого Пастернака, для которой оказывается значимой идея единства пространственно-временного континуума.

Однако метафорическим преобразованиям подвергается не только пространство: через «горнило метафоры» проходят и предметные образы, которые, теряя свое конкретное значение, часто превращаются во всеобъемлющие символы. Так, в третьей главе «Разысканий…» показывается, как визуальный образ (портрет Инфанты Маргариты Тересы) не столько развертывается в тексте, сколько развертывает текст. Метаморфоза оказывается и темой стихотворения, и его конструктивным принципом. Поэтика в данном аспекте становится зеркалом картины мира Пастернака, которая задает тождественность разных пластов реальности, перетекающих друг в друга.

С идеей метаморфозы соотносится и тема детства.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2017

Цитировать

Кихней, Л.Г. В. В. Иванов. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи / Л.Г. Кихней, О.Р. Темиршина // Вопросы литературы. - 2017 - №3. - C. 388-391
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке