№7, 1971/Литературная жизнь

В лаборатории духовных ценностей

«В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как и живые». Эти слова молодого Гоголя имеют непосредственное отношение к деятельности музеев литературного профиля, которые но своей природе призваны увековечить память русских и советских писателей, бережно хранить, собирать все, что связано с ними, изучать и пропагандировать духовные богатства, созданные художниками слова.

Литературные музеи – детища Великого Октября. В их создании важная роль принадлежала В. И. Ленину. Еще в 1910 году в некрологе о Толстом он высказал мысль о том, «чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех», но для этого «нужен социалистический переворот» 1.

Сразу же после свершения пролетарской революции Советское правительство, несмотря на исключительно трудные условия, вызванные гражданской войной и экономической разрухой, учредило в 1918 году Литературно-мемориальный музей Тургенева в Орле, на родине писателя, и «Абрамцево» под Москвой.

Новое отношение к наследию выдающихся деятелей литературы выражало подлинные интересы народа. Об этом, в частности, свидетельствует решение болдинских крестьян на сходке 11 апреля 1918 года, постановивших увековечить на месте усадьбы Пушкина память поэта, а «данную усадьбу, на ней постройки, сад и при ней полезную землю взять на предохранительный учет» 2.

В любовном отношении народа к памяти своих писателей Горький видел рост его духовных сил. «Если народ умеет чтить своих великих поэтов, – писал он, – если он считает их родными себе – это значит, народ понял великое значение своих творческих сил и научился уважать себя». Увековечение памяти выдающихся писателей стало общегосударственным делом. Когда М. Н. Чернышевский, сын писателя, предпринял шаги к организации музея Чернышевского в Саратове, на родине великого революционного демократа, В. И. Ленин поддержал это начинание. В беседе с академиком П. И. Лебедевым-Полянским в ноябре 1918 года, касаясь вопроса организации музея Чернышевского, он сказал: «Хорошее дело, надо всячески помогать» 3. Через два года В. И. Ленин подписал декрет о создании музея Чернышевского, для проведения реставрационно-восстановительных работ были отпущены необходимые ассигнования.

В 1920 году председатель Совнаркома подписал несколько документов об открытии литературно-мемориальных музеев, в том числе Толстого в Москве, Тютчева – «Мураново» под Москвой, а через год Президиум ВЦИК принял решение о национализации Ясной Поляны и превращении всего ансамбля усадьбы Толстого в музей. Это постановление правительства, отредактированное В. И. Лениным, содержало в себе развернутую программу деятельности литературных музеев. В то время когда пролеткультовцы стремились оранжерейным путем создать «новую культуру», порывая с искусством прошлого, В. И. Ленин потребовал силой закона оградить памятники старины в «историческом и неприкосновенном виде» 4.

С первых лет советской власти музеи были подчинены Главнауке Наркомпроса. Вначале (по требованию Главполитпроевета) работу музеев должна была носить только политпросветский характер. Но такая направленность их деятельности не могла быть удовлетворительной. Вопрос о профиле музеев неоднократно обсуждался в Наркомпросе и не получил своего разрешения. По предложению А. В. Луначарского он был передан на рассмотрение В. И. Ленина, который, как вспоминает старейший коммунист Ф. Н. Петров, работавший тогда в Главнауке, разъяснил, что «музеи не только политико-просветительные учреждения, но и научно-исследовательские. Вез научной работы музеи не могут дать тех широких знаний, в которых нуждается наш народ» 5.

Литературно-мемориальные музеи в нашей стране получили широкое развитие. Если до 1917 года их было всего семь6, то теперь насчитывается более ста шестидесяти. Они открыты не только писателям-классикам, но и писателю-рабочему А. Бондину в Нижнем Тагиле, поэту-крестьянину С. Дрожжину в пос. Завидово Калининской области, родоначальнику дагестанской литературы Сулейману Стальскому в с. Ашага-Стал, Джамбулу Джабаеву в Казахстане, выдающемуся деятелю социалистической культуры А. В. Луначарскому.

Литературные музеи ежегодно посещают десятки миллионов человек. Кроме своей просветительной деятельности, музеи систематически занимаются научно-исследовательской работой, собирают и обрабатывают уникальные памятники материальной и духовной культуры, проводят на основе тщательных исследований реставрационно-восстановительные работы по сохранению домов, квартир, усадеб и в целом ансамблей в том виде, какой они имели при жизни писателя.

  1. Научное комплектование фондов 7

Литературные музеи, бережно сохраняя мемориальные предметы, систематически проводят работу по выявлению и собиранию новых коллекций. Комплектование фондов, музейных материалов – дело государственной важности. В истории музеев оно имело свои подъемы и спады, успехи и явные просчеты, обусловленные целым рядом причин. На первом съезде работников музеев в 1930 году обращалось особое внимание на разыскание подлинников, на их глубокое изучение и правильное истолкование. В январе 1934 года ВЦИК принял специальное постановление о комплектовании фондов музеев памятниками материальной и духовной культуры. На практике же случалось так, что массово-просветительная работа часто выдвигалась на первое место, подчиняя себе все другие виды деятельности музеев. Поэтому в их фонды широким потоком хлынули «проводники знаний» – вспомогательные материалы (заказные иллюстрации, картины, схемы, диаграммы, цитаты и т. д.). Научные сотрудники занимались главным образом не собиранием первоисточников, а подбором сюжетов для иллюстрирования стендов, заказами картин «на тему», выпиской цитат из сочинений писателей…

Коренной перелом в работе музеев начался во второй половине 50-х годов. Научно-исследовательский институт музееведения стал инициатором восстановления музейной специфики, собирания мемориальных вещей, подлинников как необходимых источников для построения экспозиций и проведения многообразной музейной работы.

В каком же направлении ведется комплектование фондов литературно-мемориальных музеев? Какими источниковедческими материалами, имеющими отношение к литературоведению, они обладают?

Ответить на эти вопросы помогут хотя бы некоторые факты.

Государственный Литературный музей в Москве – один из самых крупных по своим фондовым коллекциям. Особенно интенсивно собирание рукописного материала происходило в нем в 30 – 40-х годах (директором тогда был В. Д. Бонч-Бруевич). Музей приобрел архивы многих писателей и ученых: Есенина, фольклористов Ю. и Б. Соколовых, Д. Ознобишина, А. Савельева, Ф. Покровского и др. 8. Систематически организуя экспедиции по литературным местам, музей приобрел ценнейшие материалы но творчеству М. Шолохова, А. Серафимовича и других писателей.

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 20, стр. 19.[]
  2. Архив музея-усадьбы Пушкина в селе В. Болдино Горьковской области.[]
  3. См.: Б. Яковлев, Критик-боец (о П. И. Лебедеве-Полянском), Госполитиздат, М. 1960, стр. 15.[]
  4. «Ясная Поляна. Статьи и документы», Госполитиздат, М. 1942, стр. 125.[]
  5. Ф. Н. Петров, Всегда с нами, «Правда», 5 января 1969 года.[]
  6. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (т. XX, СПб. 1897) зафиксировано лишь два музея: «Пушкинский» (Александровский Лицей) и «Лермонтовский» (в Николаевском кавалерийском училище). Позже были открыты «Пушкинский дом» (1905), музеи Толстого в Петербурге (1911), в Москве (1912), музей Лермонтова в Пятигорске (1912).

    Следует, однако, оказать, что, несмотря на столь быстрое развитие литературных музеев в наше время, нет еще таковых в отдельных союзных республиках Средней Азии, автономных республиках, в Сибири.

    []

  7. Весь фактический материал для статьи взят из архивов и отчетов музеев.[]
  8. Перед Великой Отечественной войной Гослитмузей сдал в государственные хранилища более миллиона листов автографов писателей, материалов, относящихся к русской и советской литературе.[]

Цитировать

Лощинин, Н. В лаборатории духовных ценностей / Н. Лощинин // Вопросы литературы. - 1971 - №7. - C. 247-253
Копировать