№4, 2015/Книжный разворот

В. Г. Бондаренко. Лермонтов. Мистический гений

В. Г. Бондаренко. Лермонтов. Мистический гений. М.: Молодая гвардия, 2013. 574[2] с.: ил.

Серия «ЖЗЛ» — крайне неровная. А рассматриваемое издание интересно уже тем, что оно ожидаемо спорное, поскольку о такой сложной, загадочной личности, как Лермонтов, пишет один из видных представителей так называемого патриотического круга авторов, главный редактор «газеты русских писателей» «День литературы» Владимир Бондаренко. Главу «Отъявленный русоман Лермонтов» напечатал «Наш современник» (2013, № 7), проявив обычную для себя скромность. Предложение из середины главы: «Его [Лермонтова] предполагаемый журнал — это была программа нынешнего «Нашего современника»». Никого тут не смутила ни хлестаковская интонация «с Лермонтовым на дружеской ноге», ни абсурдное построение фразы: «журнал = программа». (Персональная скромность тут тоже, похоже, не в моде. Автор о себе в Живом Журнале: «Я согласен с аннотацией: «Новая книга Владимира Бондаренко — пожалуй, первая за 200 лет книга, раскрывающая мистические корни поэта, идущие от его древних предков»».)

Идеологически близкие издания книгу расхвалили. Тем не менее была развернутая критика — профессора Пятигорского государственного лингвистического университета Александра Очмана, аргументированная, с большим количеством цитат и ссылок («Лермонтов в страдательном залоге, или Повторение пройденного. Опыт комментированного чтения книги Владимира Бондаренко «Лермонтов. Мистический гений»»).

Диагноз был поставлен безжалостный, но в целом справедливый: «К сожалению, весь бондаренковский словесный конструкт держится на всякого рода им самим придуманных, не связанных с конкретной фактологической базой, произвольных толкований жизни и творчества поэта, которые укладываются в априорно заданную схему. Преобладает же в оформлении материала тональность возвышенно-пафосно-патетическая, восторженно-гиперболическая, апологетическая по отношению к кумиру и громовая, гневно-обличительная, саркастическая по адресу вражеского лагеря, в итоге — банально-поверхностное, филологически беспомощное, стилистически неряшливое, тенденциозно-публицистическое, полное заимствований «сочинение на тему…»» (рецензия размещена на ресурсе www.bs-kavkaz.org).

Впрочем, сам Очман в свое время неосторожно выпустил в «попсовом» издательстве «Гелиос» книгу «В чужом пиру… Михаил Лермонтов и Николай Мартынов» (2005), которую также справедливо критиковали за недостаточную аргументированность позитивного отношения к Мартынову («Знамя», 2005, № 11). И тут Очман как раз вписывается в программное высказывание Бондаренко о «нынешних лермонтоведах, превращающихся в мартыноведов» (с. 8), что несколько усложняет сюжет и подрывает доверие к однозначности негативной оценки.

У книги Бондаренко есть качество, которое искупает многие недостатки: он очень любит автора, о котором пишет, и умеет увлечь этим читателя, находящегося в кругу банальностей школьной программы. Для серии «ЖЗЛ» это уже немало. Особенно интересны первые главы «Шотландские струны Лермонтова» и «Чухломские корни Михаила Лермонтова». Они хороши эффектом присутствия, репортажностью (кстати, вся книга хорошо иллюстрирована: обильно и небанально). Первая из этих глав написана при помощи сына автора — «историка, кельтолога, доктора Белфастского Королевского университета Григория Бондаренко». А вторая согрета любовью уроженца Петрозаводска к русскому Северу.

Бондаренко вообще относится к своему герою как к близкому родственнику, семью которого не грех обсудить в застольном духе: «Честно скажу, я уважаю характер и решимость Елизаветы Алексеевны» (с.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2015

Цитировать

Кудрин, О.В. В. Г. Бондаренко. Лермонтов. Мистический гений / О.В. Кудрин // Вопросы литературы. - 2015 - №4. - C. 398-401
Копировать