№6, 2022/Книжный разворот

В. Б. З у с е в а-О з к а н. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с.

Серия «»Вечные» сюжеты и образы», выпускаемая Институтом мировой литературы имени А. М. Горького, совсем недавно пополнилась пятым томом — основательным фолиантом в 700 страниц с двумя цветными вклейками, на которых изображены амазонки, валькирии, поляницы, Артемида, Афина, Брунгильда, Жанна д’Арк, Царь-девица и другие воинствующие женщины. Все они — героини новой книги В. Зусевой-Озкан «Дева-воительница в литературе русского модернизма». Если бы не было известно, что работа написана доктором филологических наук, то можно было бы предположить, что это диссертация автора, — настолько последовательно исследовательница придерживается принципов написания научных работ. Такой подход можно только всячески приветствовать, так как гендерное литературоведение — одна из самых скромных областей отечественной гендеристики. Признание этого факта нисколько не умаляет работ таких пионерок научного направления, как О. Демидова, М. Михайлова, И. Савкина, Е. Строганова и др.

Самой близкой по тематике и периоду к работе Зусевой-
Озкан тем не менее остается переведенная в 2011 году на русский язык книга финской исследовательницы Кирсти Эконен «Творец, субъект, женщина: стратегии женского письма в русском символизме». В отличие от Эконен Зусева-Озкан не исчерпывает свое обращение к Серебряному веку изучением творчества символистов (Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, М. Кузмин), но изучает и модернизм в других изводах (Н. Гумилев, М. Цветаева, Е. Замятин). А также, что кажется наиболее интересным, обращается к менее известным фигурам (А. Баркова, М. Левберг, Н. Львова, С. Парнок, Л. Столица). Литературоведу удается не только найти образы воительниц в их текстах, но и по-новому взглянуть на творчество этих незаслуженно забытых поэтесс, показав наиболее яркие и талантливые его проявления. Стоит отметить абсолютно прозрачное и подробное содержание книги, в котором полностью отражена ее структура и содержание всех глав.

Обращение к произведениям отдельных писателей Серебряного века предваряется обстоятельным вступлением. Автор предлагает рассматривать деву-воительницу как вечный архетипический образ. Свой подход Зусева-Озкан обосновывает позициями исторической поэтики и мифопоэтики, выявляя источники образа в мировой культуре, и подкрепляет методами теоретической поэтики, очерчивая сюжетно-мотивный комплекс, связанный с этим образом в литературе русского модернизма. Так образ воительницы при соответствующей методологической и историко-культурной базе становится серьезной научной темой.

Кто же такие воительницы, если даже самая известная из них — Жанна д’Арк — самолично не участвовала в битвах (согласно материалам обвинительного процесса 1431 года), оставаясь знаменосцем и вдохновляя на подвиги своих соратников? Дева-воительница, «мужчина в душе, но женщина во плоти» [Тогоева 2010: 32], — это героиня, оказывающаяся сильнее или искуснее мужчин на их территории. Война или поединок представляют собой лишь наиболее выраженную часть этого поля, где основными становятся понятия силы и власти. Воительница действует прямыми, зачастую насильственными методами. Такое перенимание традиционно мужских прерогатив приводило к тому, что иногда фигура наделялась полуфантастическим значением. Ей приписывалась особая мудрость (колдовство), полубожественное происхождение, принадлежность к коллективу таких же женщин (амазонок).

Исследовательница выделяет мотивы и топосы сюжета о воительнице: ношение ею мужского костюма или доспеха;

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2022

Литература

Тогоева О. И. Женщина у власти в Cредние века и Новое время (О понятии «Virago») // Диалог со временем. 2010. Вып. 31. С. 16–35.

Цитировать

Симонова, О. В. Б. З у с е в а-О з к а н. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с. / О. Симонова // Вопросы литературы. - 2022 - №6. - C. 282-288
Копировать