№6, 2022/Книжный разворот

Марк У р а л ь с к и й, Генриетта М о н д р и. Достоевский и евреи / Предисл. С. Алоэ, Л. Сальмон. СПб.: Алетейя, 2021. 888 с.: ил.

Книга, вышедшая к 200-летию со дня рождения Ф. Достоевского, удивляет смелостью авторов, рискнувших написать на неудобную для достоевсковедения тему и предложить концептуальное видение того, как еврейский вопрос отражается в публицистике и художественных произведениях писателя. История взаимоотношений классиков русской литературы с еврейством уже превращена Марком Уральским в настоящую серию: «Бунин и евреи», «Горький и евреи» (2018), «Чехов и евреи», «Лев Толстой и евреи» (2020). Особенность издания 2021 года в том, что Уральский свои восемь глав дополнил тремя главами слависта, ныне профессора Новозеландского университета Кентербери Генриетты Мондри, являющейся специалистом по «еврейскому вопросу» в русской литературе (книги «Василий Розанов и евреи» в соавторстве с И. Кургановым, 2000; «Писатели-народники и евреи. Г. Успенский и В. Короленко — по следам «Двести лет вместе»», 2005). Получился обширный труд, большую часть которого составило изложение фактов по «еврейской теме» на основе различных документов, связанных с жизнью Достоевского, а также обзора статей и монографий на русском, английском, немецком, итальянском языках.

Авторами предисловия Стефано Алоэ и Лаурой Сальмон поднимается вопрос о зависимости интерпретации наследия Достоевского от социально-политического контекста восприятия его творчества. Ими отмечено, что в 1930-е годы в Италии имели место попытки «фашистизации» Достоевского (с. 18), а «концепция Достоевского о русско-православном примате могла становиться моделью для империалистической миссии фашизма» (с. 19).

Первые главы книги написаны с привлечением широкого историко-литературного контекста 1850–1880-х годов, времени начала тесных контактов между представителями русского и еврейского культурных сообществ. Специалистов по истории русской литературы вряд ли привлекут пространные цитаты, посвященные биографии Достоевского. Но людей, желающих познакомиться с жизнеописанием автора «Бесов», связанного с евреями сложными взаимоотношениями, это должно заинтересовать. Обильный материал выстроен автором в своеобразный детектив. На каждом повороте биографии Достоевского Уральский отыскивает всевозможные парадоксы (психологические, религиозные или политические), чтобы показать, что противоречивая сущность писателя стала основой для неоднозначного восприятия евреев. Молодому филологу или культурологу полезно будет погрузиться в историю развития русского антисемитизма в XIX веке, узнать о том, как формировалась позиция Достоевского по отношению к евреям.

Но иногда противоречивы и высказывания самого Уральского. Так, обращаясь за аргументацией своих тезисов к книге Л. Гроссмана «Путь Достоевского», написанной без малого сто лет назад, в которой автор постулирует тезис о том, что «великий мастер слова Достоевский вообще не может быть признан непогрешимым…» (с. 49), исследователь позволяет себе нелицеприятно высказаться о нынешних отечественных исследователях творчества писателя и якобы «процветающем в современной России апологетическом, лишенном даже следов критического анализа достоевсковедении» (с. 49). За многочисленными историко-литературными отступлениями не так просто рассмотреть то новое, ради чего следовало читать книгу. Иногда выясняется, что автор доверяет Гроссману и не доверяет самому Достоевскому — городскому жителю, думающему о судьбе крестьян и живущему «верой в собственные иллюзорные фантазии» (с. 58).

Одним из наиболее удачных мест книги можно назвать пятую главу «Федор Достоевский как выразитель идеологии «Blut-und-Boden» в русском «формате»». Ее идея — в установлении того, что стало общим источником для формирования позиций по еврейскому вопросу почвенника Достоевского и мыслителей-националистов Германии. Уральский утверждает: «Главные мировоззренческие коды, объединяющие русское почвенничество и «фёлькиш», — это признание превосходства (избранничества) собственного народа <…>

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2022

Цитировать

Шадурский, В.В. Марк У р а л ь с к и й, Генриетта М о н д р и. Достоевский и евреи / Предисл. С. Алоэ, Л. Сальмон. СПб.: Алетейя, 2021. 888 с.: ил. / В.В. Шадурский // Вопросы литературы. - 2022 - №6. - C. 270-276
Копировать