№4, 2005/Книжный разворот

В. Б. Катаев. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма

Мой коллега, не только очень знающий, но притом художественно, как-то по-английски парадоксально мыслящий, недавно сказал, что писать сегодня о постмодернизме – все равно что стрелять по уходящему поезду.

Согласен. Правда, уточню: все же при объявленных условиях надо, чтобы это был не наги поезд.

Потому что стрельнуть все равно хочется.

И, уже обращаясь к предмету обсуждения: что-то много вагонов в этом поезде, действительно, может быть, и уходящем. Или все еще идущем мимо нас?

Ведь не только Андрей Тургенев-Курицын о нем пишет («Русский литературный постмодернизм». М.: ОГИ, 2000), но и фундаментальный Михаил Эпштейн («Постмодерн в России: Литература и теория». М.: Изд. Р. Элинина, 2000). Вслед за исследованиями «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» (М.: Интрада, 1996) и «Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа» (М.: Интрада, 1998) Илья Ильин подготовил «Постмодернизм: Словарь терминов» (М.: Интрада, 2001). По-прежнему в строю белорусская парка нашего постмодернизма Ирина Скоропанова: «Флинта. Наука» все допечатывает «учебное пособие»»Русская постмодернистская литература», а в 2002 году санкт-петербургский «Невский Простор» переиздал с дополнениями вышедшую в Минске монографию «Русская постмодернистская литература: Новая философия, новый язык», которая, по мысли автора, вместе с предыдущей работой составляет своего рода диптих, где «осуществляется попытка дешифровки философского кода русской постмодернистской литературы как фактора мировоззренческо-аксиологического значения» (с. 9). К тому еще петербургская «Алетейя» выпустила в серии «Интеллектуальная история в текстах и исследованиях» совместный труд Н. Терещенко и Т. Шатуновой «Постмодерн как ситуация философствования» (2003), а факультет социологии, экономики и права МПГУ – монографию Наталии Барабаш «Телевидение и театр: игры постмодернизма» (2003), где поэтика телевидения (как «культурэстетического явления») и искусство театра рассмотрены «с позиций постмодернизма, его загадок и особенностей». Но перекрыл всех санкт-петербургский «Академический проект»: его вклад обрел форму «интеллектуального комикса» – «Знакомьтесь: постмодернизм» (2004;

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2005

Цитировать

Дмитренко, С.Ф. В. Б. Катаев. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / С.Ф. Дмитренко // Вопросы литературы. - 2005 - №4. - C. 360-363
Копировать