№8, 1967/Советское наследие

В авангарде художественного прогресса

В дни и месяцы, которые приближают нас к великой дате 50-летия Октября, мы все чаще оглядываемся на путь, пройденный Советской страной и советской культурой, все активнее стремимся осмыслить итоги полувекового пути.

Раздумье об итогах – для нас всегда и раздумье о перспективах. От прошлого мысль устремляется к грядущему.

Время, прожитое нами почти за пятьдесят лет советской эпохи, – это время небывалого ускоренного развития истории; если мерить на старые мерки, оно равно нескольким столетиям. В мае 1922 года, когда советской власти было неполных пять лет, В. И. Ленин писал: «Быстрота общественного развития за последнее пятилетие прямо-таки сверхъестественная…» 1. Последующие годы не снизили, а повысили темпы общественного развития нашей страны. Все стремительнее делался темп развития культуры и искусства в Советской стране, теснее стали взаимоотношения нашей культуры и литературы с культурами и литературами других народов.

В небольшой статье трудно, разумеется, рассмотреть сколько-нибудь полно взаимоотношения советской литературы с литературами других народов. Чтобы осветить эту тему, нужны книги и книги, нужен огромный коллективный труд. Не исследовать проблему, а задуматься над ней, опираясь на уже имеющиеся исследования, – такова моя скромная задача.

1

Сто двадцать лет тому назад в «Письмах из Avenue Marigny» были сказаны слова, поистине пророческие: «Понять всю святость прав личности и не разрушить, не раздробить на атомы общество – самая трудная социальная задача. Ее разрешит, вероятно, сама история для будущего, в прошедшем она никогда не была разрешена» 2.

Эти слова А. И. Герцена были написаны в 1847 году, в канун великих европейских революций, в пору создания «Коммунистического манифеста». Прошло семьдесят лет, и на родине Герцена были утверждены права свободной личности, лишенной анархизма и индивидуализма, видящей основы своей свободы в открытой связи с народом и прогрессом. В октябре 1917 года в России хозяином жизни, хозяином истории стал народ и сын народа – Человек, свобода которого, определенная кровным единением с массами, ни в малейшей мере не грозила атомизированием общества.

Великая Октябрьская социалистическая революция с самого своего начала предстала как великая притягательная сила для всех передовых деятелей культуры и литературы. Первая победившая социалистическая революция подняла к сознательному историческому творчеству многомиллионные массы, отозвалась в сердцах трудящихся всего мира, выдвинула великие творческие задачи перед мастерами культуры.

В сущности, на знаменитый вопрос Горького: «С кем вы, «мастера культуры»?», заданный в 30-е годы, многие прогрессивные художники в зарубежных странах дали ответы уже на пороге новой эры. Революционное искусство получило могучие импульсы благодаря победе Октября. Об этом писал А. Луначарский: «На великий революционный взрыв, который смел царскую Россию, кое-где в Европе произошли соответственные взрывы, и всюду имели место громадные потрясения умов, сдвиг воль. Не удивительно поэтому, что подобные события отразились великой и кипучей волной революционной поэзии» 3.

Социалистическая революция в России, ее историческое и философское содержание вызвали глубинную, в ряде случаев коренную перестройку умов, привели больших художников, истинных мастеров культуры к новым жизненным решениям. Позволю себе еще раз процитировать того же А. Луначарского, заметившего в этой связи: «Мы видели в свое время, как тончайший культурник Анатоль Франс рванулся на старости к социализму, даже к коммунизму, потому что он чувствовал, что господствующий класс грубеет, глупеет и что в его руках человеческая культура идет к гибели. Мы видели недавно, как культурнейший человек нашего времени Ромен Роллан, долго бывший сторонником непротивления злу, торжественно заявил, что он переходит в лагерь активных революционеров, чтобы спасти человеческую культуру из губительных для нее Лап капитализма. Мы видели, как культурнейший человек Великобритании Бернард Шоу заявил, что если бы надежды на строимый бессмертным Лениным и его последователями новый мир обманули его, то он закрыл бы глаза с отчаянием относительно будущего людей» 4.

Луначарский назвал лишь несколько имен крупнейших мастеров культуры, приветствовавших Октябрь, признавших великую преобразующую силу социалистической революции. К этим именам мы с полным правом можем приобщить имена Мартина Андерсена-Нексе, Элтона Синклера и Теодора Драйзера, Рабиндраната Тагора, Лу Синя, Барбюса и Арагона, Шона О’Кейси, братьев Манн и Фейхтвангера, Бехера и Брехта, Атиллы Йожефа, Михаила Садовяну и еще многих других художников, по-разному и в разной мере, но всегда убежденно приветствовавших новый мир и провозглашенные им идеалы.

Для многих мастеров зарубежной культуры наша революция стала «моей революцией», – она помогла им найти ответы на коренные вопросы жизни и творчества. В их сознании слились воедино Октябрь, движение масс, и Ленин, вождь партии, вождь этого движения. Октябрь и Ленин утвердили в умах многих художников, тянувшихся к демократизму и гуманизму, но нередко оказывавшихся в плену общедемократической и пацифистской идеологии, принципы подлинно эффективного, действенного, реального, боевого, социалистического гуманизма. Октябрь и Ленин убедили художников в том, что искусство творится в непосредственной связи с политической борьбой, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Октябрь и Ленин показали художникам, что пути их развития лежат на общих путях с народными массами, а не в тупиках индивидуализма, куда их заманивали всевозможные философы реакции от Шопенгауэра и Ницше до Ортега-и-Гассета, Хайдеггера и Ясперса. Октябрь и Ленин доказали, что нет иного пути решения национальных проблем, кроме пути интернационализма, дающего простор демократическому и социалистическому развитию национальных культур. Октябрь и Ленин представили всему миру во всем ее величии подлинную культурную революцию, сопутствующую революции социальной, экономической и политической, – культурную революцию, глубоко созидательную по самой своей сути, сохраняющую и развивающую духовные богатства прошлого, создающую на их основе новую, социалистическую культуру.

Как уже сказано, величайшим завоеванием нашей революции явилось рождение нового, социалистического человека, личности высокоидейной, борца за идеалы коммунизма.

Тип нового человека, сына народа, человека-коммуниста (воспользуемся этим прекрасным определением Луи Арагона, вынесенным в заголовок одной из его книг) возник еще до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Он возник в борьбе за революцию, он воплотился в Ленине – вожде партии и в его соратниках, в рабочем Иване Бабушкине и в многочисленных «рядовых пролетарского строя» – предуготовителях и свершителях Октября. За полвека человек нового типа воплотился в миллионах и миллионах сознательных борцов за коммунизм, в миллионах революционных героев – у нас и за рубежом. В революционной борьбе и революционном созидании возник и развился и новый тип писателя, блистательно – на собственном опыте – определенный Владимиром Маяковским: «народа водитель и одновременно – народный слуга».

Новый тип художника, все идейно-эстетические устремления которого посвящены социализму и коммунизму, – это великое завоевание нашего времени. В выборе путей, в духовных решениях, принятых многими мастерами культуры зарубежных стран, сказалось, по собственным их признаниям, воздействие нашего революционного опыта, в том числе влияние опыта и примера нашей литературы. Новаторство таких гениальных, художников социалистического реализма, как Горький и Маяковский, оказало плодотворное воздействие на развитие литературы на всех континентах земли. Это широко известно и не требует специального подтверждения.

Произведения советской прозы – произведения Серафимовича, Фурманова, Фадеева, Алексея Толстого, Шолохова, Леонова, Федина, Макаренко, Николая Островского, Горбатова, пьесы наших драматургов – Вишневского, Погодина, Афиногенова, Шварца, стихотворения наших поэтов – Тихонова, Твардовского, Асеева, Светлова, Маршака, Луговского, Багрицкого, Сельвинского, Кирсанова – все это активно переводится на многие языки, читается, смотрится на сценах. Я назвал лишь некоторые имена, их легко дополнить другими. Я назвал русских писателей, а литература наша многонациональна, и таких писателей, как Исаакян, Табидзе, Рыльский, Тычина, Колас, Купала, Корнейчук, Танк, Упит, Маркиш, Семпер, Турсун-заде, Айтматов, и многих, многих других знают и ценят на самых разных меридианах и широтах. Но я не составляю списки и перечни писателей, достойно представляющих нашу литературу за границами нашей Родины. Я хочу лишь сказать, что наша литература – наша гордость, что она рассказывает читателям во всем мире о советской жизни и советских людях. И при этом для художников зарубежного мира в произведениях советских писателей открываются новаторские принципы искусства социалистического реализма.

Акт влияния, воздействия происходит всегда глубоко индивидуально относительно воспринимающего. Иногда он едва уловим, но и в такой едва уловимой форме о нем можно сказать, что он состоялся. И многие художники зарубежного мира не случайно отмечают влияние, творческое воздействие советской литературы, которая постучалась в сердца ряда крупнейших зарубежных художников и заставила по-новому биться эти сердца. Конечно, и наши художники не проходят мимо творческих достижений своих зарубежных коллег, таких мастеров, как Томас Манн или Эрнест Хемингуэй, как Бернард Шоу или Бертольт Брехт, и о влиянии, о воздействии в ряде случаев следует говорить, как о взаимовлиянии и взаимодействии.

Разумеется, дорога истории – это не гладкое, накатанное шоссе. Тем более для тех, кто впервые созидает новое, не имея перед собой аналогичного примера. Были и у нас свои трудности и недостатки, но они не изменяли сути, природы советского строя. Были, естественно, свои трудности и недостатки и в развитии советской литературы. Но основы, сути, природы советской литературы они не нарушили.

2

Первооткрывателей принято уважать, особенно в тех случаях, когда сделано истинное открытие. Не нужно спорить о мелочах. Зачем толковать о том, кто первым изобрел водопроводный кран или первым прибил порог у входа в жилище. Есть более важные проблемы, достижения бесспорные и очевидные.

Всем миром признано, что советский народ первым утвердил на земле социалистический строй и перешел к строительству коммунизма. Столь же общеизвестно, что советская литература, опираясь на многовековой художественный опыт человечества и используя первые ростки социалистического искусства у разных народов, открыла мировому искусству новый художественный метод – социалистический реализм. (Говоря: советская литература, я разумею, конечно, и ее предысторию – скажем, прежде всего творчество Горького предреволюционных лет.) Нас это радует, – наш народ творит не только для себя, но и для всего человечества.

Стоит внимательно познакомиться с эстетическими сочинениями и критическими статьями Иоганнеса Р. Бехера, чтобы понять, как много дала этому писателю советская литература. Статьи Анны Зегерс о Льве Толстом и Достоевском, ее высказывания о творчестве советских писателей говорят о том же. Мартин Андерсен-Нексе увлекался смолоду Толстым, Тургеневым, Достоевским, он хорошо знал и любил советскую литературу. Общеизвестно, каким знатоком русских писателей второй половины XIX века был Роллан и как много дал ему творчески Максим Горький. Лу Синь подчеркивал, что он выступает не только пропагандистом русской литературы, но и ее восторженным почитателем. Бертольт Брехт оставил в своих теоретических работах немало упоминаний о советских писателях – от Горького до Вишневского. От Горького до Вишневского – таков и диапазон творческих интересов Фридриха Вольфа, большого друга советской литературы.

Социалистический реализм – это художественная практика, основанная на эстетических идеях и законах. Он входит в сознание зарубежных художников, когда это сознание достаточно подготовлено и расположено к его восприятию. Он «прививается» только на той почве, которая к нему достаточно восприимчива. Он возникает в разных странах мира не механически, а творчески, исходя из характерных для той или иной страны и для того или иного народа социальных условий, национальных традиций, культурно-исторического уровня.

Социалистическому реализму по самой его природе чужда какая бы то ни была нивелировка. Общность идей, принципов, убеждений, лежащих в основе творчества художников социалистического реализма, – иначе говоря, все то, что их объединяет, – предполагает и своеобразие национально-культурных традиций, различие этих традиций у художников разных стран. Поль Элюар – именно французский поэт социалистического реализма (я говорю о позднем Элюаре), представитель литературы, у которой были и Бодлер, и Рембо, и Аполлинер; Бертольт Брехт – именно немецкий художник социалистического реализма, представитель литературы, у которой были Грифиус и Гриммельсгаузен, Гёте и «штюрмеры», Бюхнер и Гейне, Рингельнац, Моргенштерн и Ведекинд.

Социалистический реализм далеко не повсеместно сделался доминирующим художественным течением. Есть страны, где он еще только пробивается к жизни, где он еще весь в будущем. И тем не менее о социалистическом реализме можно говорить как о главной, ведущей силе художественного прогресса в XX столетии. Такое положение социалистического реализма в современном художественном мире определяется ведущей ролью социальной силы, которая его создала, ведущей ролью идей, которые он несет человечеству и искусству. Социалистический реализм обладает той позитивной социальной программой, которой не обладает никакое другое прогрессивное искусство современности. Он открывает искусству новые художественные возможности. Ни современный критический реализм, ни современные прогрессивные постромантические течения не несут с собой той конкретной программы революционного утверждения, созидания, преобразования, которое приносит людям искусство социалистического реализма.

  1. В. И. Ленин, Сочинения, т. 45, стр. 173.[]
  2. А. И. Герцен, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 5, Изд. АН СССР, М. 1955, стр. 62.[]
  3. А. В. Луначарский, Собр. соч. в 8-ми томах, т. 6, «Художественная литература», М. 1965, стр. 58..[]
  4. А. В. Луначарский, Собр. соч. в 8-ми томах; т. 6, стр. 241.[]

Цитировать

Дымшиц, А. В авангарде художественного прогресса / А. Дымшиц // Вопросы литературы. - 1967 - №8. - C. 3-19
Копировать