№9, 1966/Коротко о книгах

У истоков европейской лирики

Р. А. Фридман, Любовная лирика трубадуров и ее истолкование, «Ученые записки Рязанского государственного педагогического института», т. 34, «Просвещение», М. 1965, стр. 87 – 417.

Пушкин в 1825 году, думая об исторических судьбах поэзии, видел ее истоки в лирике провансальских трубадуров. «Поэзия проснулась под небом полуденной Франции – рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха, с первого взгляда столь мало значущее, имело <сильное> влияние на словесность новейших народов». Это тонкое замечание удивительно точно показывает происхождение новой европейской лирики, развивавшейся совершенно независимо от предшествующей ей античной. Любовь, воспеваемая трубадурами, облеченная в виртуозную форму, ничуть не похожа на земную я страстную любовь древнегреческих и римских поэтов. По своему содержанию провансальская лирика во времена ее расцвета (XI – XIII века), как любовная, так и политическая (сирвенты), выражала новое отношение к женщине и церкви, отличное от шаблонного средневекового мировоззрения. Презрение христианских проповедников к женщине как «сосуду дьявольскому» сменяется в поэзии трубадуров величайшим преклонением перед Прекрасной Дамой в рыцарско-феодальном духе, а самая церковь с ее корыстолюбивыми я изворотливыми служителями нередко подвергается насмешкам и нападкам. Здесь уже нет места средневековому аскетизму и умерщвлению плоти. Поэтому трубадуры Прованса уже как бы стоят у преддверия Возрождения. Но вместе с тем самый ритуал служения Даме, почти обожествления ее, носит порой отвлеченный характер, что не раз сбивало с пути исследователей.

Цитировать

Дейч, А. У истоков европейской лирики / А. Дейч // Вопросы литературы. - 1966 - №9. - C. 237-238
Копировать