№5, 1960/Письма в редакцию

Цеховая узость

Когда думаешь о недостатках в нашем изучении литературы, прежде всего бросается в глаза, что у нас совсем не говорят о влиянии на нее других видов искусства. А ведь крупнейшие писатели, исходя из своего опыта, не раз признавали, что такое влияние существует. Золя, например, в письме к Бонне от 24 октября 1894 года откровенно и недвусмысленно объявляет о родстве своего приема повторов с лейтмотивами композитора Р. Вагнера. «То, что вы называете повторениями, – пишет Золя, – есть во всех моих книгах. Это действительно литературный прием, которым я пользовался сперва нерешительно, а впоследствии стал, быть может, несколько злоупотреблять. Прием этот делает, по-моему, произведение полнокровней, способствует его целостности. В этом есть нечто общее с лейтмотивами Вагнера, и если вы попросите какого-нибудь музыканта из ваших друзей объяснить вам их применение, вы сумеете отдать себе довольно ясный отчет также и в моем литературном приеме» 1.

Эрнест Хемингуэй в интервью для французского еженедельника «Ар» в июле прошлого года сделал ценное и обобщающее признание: «Художники и композиторы в такой же степени научили меня писать, как и писатели» 2. Среди своих учителей он вслед за Твеном, Флобером, Стендалем, Данте, Тургеневым, Толстым, Достоевским, Чеховым называет также Баха, Моцарта, Сезанна, Ван Гога.

Однако в монографической литературе о жизни и творчестве выдающихся русских и советских художников ни слова не пишется об их интересе к другим видам искусства. Стоит прочесть любую монографию о советском писателе, и у вас создастся впечатление, что он не интересовался ничем, кроме литературы, никогда не видел картин, никогда не слушал музыки.

Часто выпускаются сборники из серии «Писатели о литературе», но где сборники, трактующие тему «Искусство в жизни и творчестве писателя»? Пока ею занимаются только музыковеды и искусствоведы. Труды В. Яковлева «Пушкин и музыка», Е. Берлянд-Черной «Пушкин и Чайковский», И. Эйгеса «Музыка в жизни и творчестве Чехова», В. Пруткова «Чехов и Левитан», И. Зильберштейна «Репин и Горький» содержат немало интересных фактов и наблюдений над стилем этих писателей. И вообще нужно отдать должное музыковедам и искусствоведам: они часто и охотно обращаются к проблемам литературы не в пример своим коллегам литературоведам, которые «ленивы и нелюбопытны» к музыке. А жаль, они могли бы почерпнуть здесь много принципиально важного и ценного.

Возьмите, к примеру, вопрос о новаторстве драматургии Чехова.

  1. Эмиль Золя о своем творчестве, «Литературная учеба», 1940, N 8 – 9, стр. 19.[]
  2. Эрнест Хемингуэй о писательском труде, «Иностранная литература», 1958, N 7, стр. 283.[]

Цитировать

Артюхов, О. Цеховая узость / О. Артюхов // Вопросы литературы. - 1960 - №5. - C. 243-245
Копировать