№4, 1969/Литературная жизнь

Татарские поэмы XVI века

В 50-е годы XIX века известный ученый-тюрколог, профессор Казанского и Петербургского университетов И. Н. Березин, роясь в архивах Азиатского музея (ныне Ленинградское отделение института народов Азии), обнаружил старинную рукопись, неизвестно когда и как попавшую в фонды музея. Рукопись была написана арабской вязью и переплетена красной кожей. Среди рада других произведений преимущественно религиозного характера она содержала список большой – в полторы с лишним тысячи строк – поэмы никому дотоле неведомого татарского поэта Мухаммедьяра, жившего в середине XVI века. Называлась поэма «Тухфа-и мардан» – «Подарок джигитов».

И. Березин был поражен звучностью стиха и совершенством формы произведения средневекового автора. В 1857 году он опубликовал отдельные отрывки из «Тухфа-и мардан» в переводе на русский язык и в предисловии отметил, что такого рода сочинение могло появиться только на основе развитой письменной культуры. Однако в дооктябрьские годы сообщению И. Березина не придали должного значения и оно затерялось в потоке сугубо академической информации.

Спустя почти целое столетие, летом 1940 года, татарский писатель, ученый и страстный собиратель старинных рукописей Наки Исанбет, проходя по городскому рынку, обратил внимание на груду пожелтевших бумаг, выставленных для продажи. Среди старых молитвенников и изданий Корана Исанбет нашел рукопись другой поэмы того же Мухаммедьяра «Нур-и судур» – «Лучи души». Поэма состояла из 1246 строк (полный же ее объем, как выяснилось впоследствии, -1710 строк). Рукопись, как и предыдущая, не была подлинником, а списком конца XVIII века.

Находка Н. Исанбета, сообщение о которой появилось в апреле 1941 года в журнале «Совет эдебияты», дала новый толчок исследователям. В послевоенные годы разными людьми и в разных местах были найдены еще четыре списка тех же поэм Мухаммедьяра. Это позволило Ш. Авилову сличить их, дополнить недостающие в первоначальных вариантах строки, исправить ошибки переписчиков и подготовить первое издание поэм средневекового татарского поэта. Оно вышло в Казани (на татарском языке) в 1967 году.

Кто же такой Мухаммедьяр? Мы не располагаем никакими сведениями о нем, кроме самого текста поэм.

В поэме «Нур-и судур», написанной в мае 1542 года, средневековый сочинитель вскользь упоминает, что он служит муджавиром, то есть хранителем гробницы в мавзолее хана Мухаммед-Амина, находившемся у Казанских ворот города Булгара. Видимо, автор был человеком небогатым, если ему пришлось добывать себе на пропитание невеселой работой кладбищенского сторожа.

Цитировать

Мустафин, Р. Татарские поэмы XVI века / Р. Мустафин // Вопросы литературы. - 1969 - №4. - C. 250-252
Копировать