№4, 1969/Литературная жизнь

«проблемы художественного восприятия»

Такова тема симпозиума, который проходил в Ленинграде в декабре прошлого года и был организовав Комиссией комплексного изучения художественного творчества АН СССР совместно с Комиссией по взаимосвязям литературы, искусства и науки Ленинградского отделения Союза писателей. Здесь обсуждались как теоретические, так и практические задачи изучения вкусов и запросов и восприятия читателя, зрителя, слушателя. Эти проблемы, привлекающие все большее внимание, являются в то же время еще слабо разработанными. Особенно тормозит активизацию деятельности в этой области отсутствие определенной методологической системы принципов. Поэтому в центр внимания симпозиума были поставлены вопросы методологии и методики, а также обмен опытом изучения читателя, зрителя, слушателя. В симпозиуме приняли участие многие научные институты и учреждения, в том числе Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, Институт театра, музыки и кинематографии, Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Институт культуры, некоторые творческие организации. Было заслушано около 70 докладов и сообщений. Проблемы художественного восприятия рассматривались на материале литературы, кинематографии, живописи, музыки, архитектуры, театра и на стыках различных областей науки и искусства.

Открывая симпозиум, М. Храпченко (Москва) отметил важность проблем исследования художественного восприятия для углубленного понимания жизни художественного произведения во времени, обусловленности изменений его восприятия социальными, психологическими и многими другими причинами. Вместе с тем эти проблемы связаны самым тесным образом с борьбой за повышение культуры читателя, зрителя, слушателя, за наиболее полное овладение ими сокровищами классического наследия и всеми богатствами советской литературы и искусства. М. Храпченко подчеркнул значение симпозиума, впервые объединившего с целью изучения общих проблем представителей различных областей науки с писателями и деятелями искусства.

Первый доклад – Б. Мейлаха (Ленинград) – был посвящен обоснованию художественного восприятия как научной проблемы. С точки зрения докладчика, хотя эта проблема и является вполне самостоятельной, ее нельзя отрывать от изучения целостного динамического процесса творчества, который включает в себя три звена: авторский замысел и все этапы работы автора над своим произведением, затем результат авторского труда в виде завершенного произведения и, наконец, восприятие произведения зрителем, читателем, слушателем. Такой подход позволяет рассматривать творчество и восприятие в их связях и соотношениях, исследовать степень соответствия авторского замысла его восприятию субъектом, а также массовой воспринимающей аудиторией в ее разновидностях. Б. Мейлах говорил также о классификации типов читателя, зрителя, слушателя, о соотношении закономерностей художественного мышления и восприятия. Он подчеркнул, что исследование восприятия художественного произведения требует параллельного изучения структуры самого художественного произведения. Такой подход предполагает содружество различных наук – литературоведения, искусствознания, истории, психологии и т. д. Комплексность изучения обусловливается также известной общностью различных областей искусства – литературы, кино, музыки, театра, живописи и т. д.

Группа докладов была посвящена теоретическим проблемам художественного восприятия, П. Берков (Ленинград) поставил вопрос о необходимости создания эстетики литературного восприятия в связи с проблемой «вкуса». Эта эстетика должна быть основана на социальной обусловленности развития искусства, а также на анализе конкретных проявлений эстетического чувства у разных народов и в разное время, изучаемых, с одной стороны, этнографией, а с другой – историей искусств. В. Гусев (Ленинград) рассматривал специфику восприятия фольклора как искусства «первичного синтеза», который составляет комплекс «полиэлементных» искусств. В докладе были освещены разные тины восприятия фольклора в зависимости от воспринимающей среды и условий его бытования. П. Якобсон (Москва) посвятил свой доклад проблеме «Психология и художественное восприятие». Особо актуальным является конкретно-социологическое исследование читателя, зрителя, слушателя. При социологическом анализе художественного восприятия необходимо прежде всего выяснение эстетических потребностей воспринимающей аудитории, эстетического интереса, который определяет конкретные установки и ценностные ориентации.

Цитировать

Сафронова, В. «проблемы художественного восприятия» / В. Сафронова // Вопросы литературы. - 1969 - №4. - C. 245-247
Копировать