Т. А. К а л г а н о в а. Изучаем Гоголя вместе с Юрием Манном: Пособие для учителя / Под общ. ред. В. П. Викуловой. М., Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2022. 184 с.
Дому-музею Н. В. Гоголя принадлежат актуальные издательские проекты. Это и литературоведческие исследования, и публикации материалов ежегодных Гоголевских чтений, и научно-популярная литература о жизни и творчестве Гоголя, и многие другие издания. В 2022 году вышла первая книга новой серии под общим названием «Школьная библиотека Дома Гоголя». Это пособие для учителя «Изучаем Гоголя вместе с Юрием Манном», подготовленное Т. Калгановой, — авторитетным методистом, кандидатом педагогических наук, автором работ, посвященных изучению русской классики в школе.
Книга содержит необходимое методическое сопровождение для чтения, анализа и истолкования смысла произведений Гоголя, а также фрагменты работ Юрия Владимировича Манна. Знакомство с принципами и логикой научного текста через труды Ю. Манна, написанные лаконичным и точным языком, несомненно даст учащимся бесценный опыт анализа и интерпретации художественных произведений. Сегодня, чтобы сформировать научное мышление, эстетический вкус, все больше ощущается необходимость обучать школьников, особенно будущих филологов, умению читать и понимать научные тексты: историко-литературные, теоретико-литературные работы, критику. В пособии показано, как это можно сделать. Здесь же приводится статья Калгановой о теоретической значимости и актуальности научного наследия Манна для образования школьников и будущих филологов.
Уже в первых книгах Манна «О гротеске в литературе» (1966), «Русская философская эстетика» (1969), «Поэтика русского романтизма» (1970) отмечались такие черты, как широкая историко-литературная перспектива, интерпретация произведений в единстве формы и содержания. Опубликованная в 1975 году книга «Смелость изобретения: черты художественного мира Гоголя» предназначалась в первую очередь для школьников. В ней в форме беседы с читателем интересно и просто раскрывается своеобразие творчества писателя (в частности, комедии «Ревизор», поэмы «Мертвые души», повестей). Книга была одобрительно встречена и учителями, и филологами. Отмечалось умение автора увлекательно беседовать с детской аудиторией, доступно подавать научное знание. Выход в свет этого издания положил начало широкому обсуждению в периодике вопросов школьного литературоведения.
Монография Манна «Поэтика Гоголя» (1978) сразу же привлекла внимание читателей. Давид Самойлов отмечал: «…она, как и все истинно серьезные работы, именно и создает через некоторое время <…> воздух идей <…> и, конечно, ссылки на нее будут хорошим тоном, как нынче ссылки на Тынянова и Эйхенбаума…» [Манн 2014: 285]. Позже она вошла в книгу «Творчество Гоголя. Смысл и форма» (2007) с дополнительным разделом «Вариации к теме: традиции и параллели».
В 1992 году была опубликована работа Б. Зайдель-Дреффке «Главные тенденции международного изучения Гоголя во второй половине XX века (область немецкого языка, Америка, Великобритания, Советский Союз)», в которой есть раздел «Создание поэтики Гоголя» (имеется в виду книга Манна «Поэтика Гоголя»).
В последние годы в школьной практике возникли сложности в освоении творчества Гоголя, в определенной мере обусловленные тенденциями литературоведения (и, соответственно, школьного литературоведения) рассматривать преимущественно либо содержание, либо форму произведения / литературного явления. В 2015 году вышла книга Манна «Сквозь форму к смыслу. Самоотчет». В ней не случайно поставлен вопрос о форме и содержании, решение которого, по мнению автора, определяет интерпретацию текстов. Ответ Манн видит в уточнении задач науки о литературе: содержание произведений, их смысл раскрываются в соотношении с формой, поэтому рассмотрение произведений в единстве, в слиянии формы и содержания — необходимое условие интерпретации.
В рецензируемом пособии даны словарь устаревших слов, обозначающих реалии прошлого, и исторические справки, что способствует пониманию произведений и повышает интерес школьников к чтению Гоголя. Например, чтобы школьники поняли, почему чиновники поверили, что Хлестаков — ревизор, им предлагается историческая справка «О чинах, званиях, титулах в России». В 1722 году Петр I утвердил Табель о рангах, которая делила все виды службы на 14 классов. Так, Хлестаков — коллежский регистратор (низший чин 14-го класса). Читатель узнает это из монолога Осипа. К чиновнику этого чина и класса следовало обращаться «ваше благородие». Но сам Хлестаков говорит, что к нему в Петербурге обращаются «ваше превосходительство». Однако так обращались только к высшим чинам, в том числе к ревизорам.
Анализ текста произведений Гоголя на основе целостного их прочтения с опорой на фрагменты научных работ Манна способствует освоению учащимися их смысла в единстве формы и содержания. Например, при изучении «Мертвых душ» им предлагается прочитать фрагмент «Контраст живого и мертвого» из монографии Манна для освоения гротеска как важнейшего приема поэтики Гоголя. При рассмотрении VII главы поэмы (эпизод, когда Чичиков и Манилов входят в гражданскую палату и видят «наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки <…> светло-серую куртку…») Манн делает вывод: «Возрастающее количество синекдох совершенно заслоняет живых людей» [Манн 2007: 253].
Школьники также учатся выявлять и гротескные мотивы, связанные с передвижением персонажей в ряд животных и неодушевленных предметов в поэме Гоголя. Например: «Манилов имел глаза сладкие, как сахар…», «у Плюшкина маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоких бровей, как мыши…», «Ноздрев был среди собак совершенно как отец среди семейства…».
Школьникам предлагается выполнить и развивающие задания, например сравнить реплики Хлестакова в ранней и окончательной редакции «Ревизора» или сцены одоления черта в повести «Ночь перед Рождеством» и в украинском «Вертепе». Они учатся систематизировать поэтические приемы нефантастической фантастики в «Мертвых душах» Гоголя, исследовать особенности завуалированной фантастики в повести «Невский проспект» и т. д.
Эффективность такой методики очевидна: современные школьники глубже воспринимают текст классики, осваивают его стилистику, теоретико-литературные явления, постигают смысл понятия «диалог культур».
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2023
Литература
Манн Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: СПбГУ, 2007.
Манн Ю. В. «Память-счастье, как и память-боль…»: Воспоминания,
документы, письма. М.: РГГУ, 2014.